Система образов в пьесе (волки и овцы)

Система образов в пьесе (волки и овцы) Краткие пересказы

История создания пьесы «Волки и овцы»

Замысел пьесы возник у А.​Н.​ Островского в 1874 году, во время работы над «Бесприданницей», под впечатлением от резонансного судебного дела о мошенничестве игуменьи Митрофании. Работа над пьесой была завершена к осени 1875 года.​

Жанровое своеобразие пьесы

Пьеса «Волки и овцы» относится к жанру комедии, однако, это комедия особого рода, которую часто определяют как «печальную» или «горькую» комедию. В чем же заключается это своеобразие?​

Во-первых, Островский, мастерски сочетая комическое и трагическое, создает атмосферу двойственности.​ Юмористические ситуации, остроумные диалоги, сатирическое изображение персонажей – все это соседствует с глубокой драмой человеческих судеб, жертвами хищнического мира становятся наивные и беззащитные.​

Во-вторых, автор отходит от традиционной для классической комедии схемы с однозначным противопоставлением добра и зла, положительных и отрицательных персонажей.​ В мире «Волков и овец» нет абсолютно «белых» и «пушистых».​ Каждый герой сочетает в себе черты «волка» и «овцы», готов проявить хитрость, жестокость, эгоизм ради достижения своих целей.​

В-третьих, несмотря на комедийную основу, пьеса поднимает серьезные социальные и нравственные проблемы⁚ власть денег, разрушающую человеческие отношения, лицемерие и ханжество, процветающие в обществе, беззащитность простодушия перед цинизмом и расчетливостью.​

Таким образом, жанровое своеобразие «Волков и овец» заключается в сочетании элементов комедии, драмы и социальной сатиры.​ Это делает пьесу актуальной и в наши дни, заставляя зрителей задуматься о сложности человеческой природы и пороках общества.​

Краткое содержание пьесы «Волки и овцы»

Действие пьесы разворачивается в небольшом провинциальном городке.​ В центре сюжета — богатая молодая вдова Евлампия Купавина, ставшая объектом внимания хитрых и корыстных «волков» в овечьей шкуре.​

Главной «волчицей» выступает властная и лицемерная помещица Меропия Мурзавецкая, стремящаяся прибрать к рукам состояние Купавиной.​ Она намерена женить на наивной вдове своего непутёвого племянника Аполлона, чтобы завладеть ее землями.​ Мурзавецкая плетет интриги, распространяет слухи, ловко манипулируя окружающими.​

На пути Мурзавецкой встает ее сосед, хитрый и расчетливый помещик Василий Беркутов. Он разгадывает замысел Мурзавецкой и решает сам побороться за состояние Купавиной.​ Беркутов использует те же методы, что и его соперница⁚ лесть, обман, шантаж. Он умело играет на чувствах доверчивой вдовы, представляясь ее защитником от происков Мурзавецкой.

В борьбе «волков» за «добычу» принимают участие и другие персонажи⁚ бесхребетный племянник Мурзавецкой, продажный чиновник Чугунов, пронырливая сваха Устинья Наумовна.​ Каждый из них стремится урвать свой кусок от богатства Купавиной.​

Развязка пьесы неожиданна⁚ Беркутов, переиграв Мурзавецкую, добивается своего.​ Он объявляет о помолвке с Купавиной, которая, ослепленная его мнимой заботой, не подозревает о его истинных намерениях. Мурзавецкая повержена, но не сломлена. Она обещает отомстить.

Система образов в пьесе («волки» и «овцы»)

В пьесе «Волки и овцы» Островский создает яркую и гротескную галерею персонажей, четко разделяя их на хищников и жертв, «волков» и «овец». Однако, эта граница оказывается весьма условной, ведь за маской кротости часто скрывается расчетливость, а мнимая беззащитность оборачивается хитростью.

К ярко выраженным «волкам» можно отнести Меропию Мурзавецкую – властную, лицемерную, одержимую наживой помещицу.​ Она беззастенчиво плетет интриги, манипулирует людьми, использует религию как прикрытие для своих темных делишек.​ Не менее хищным оказывается и Василий Беркутов, ловко играющий роль благородного защитника, но преследующий те же корыстные цели.

В образе Евлампии Купавиной, на первый взгляд, воплощены типичные черты «овцы» – наивность, доверчивость, непрактичность.​ Она становится легкой добычей для «волков», однако, в финале пьесы проглядывают и ее собственные амбиции, желание власти и самоутверждения.​

Остальные персонажи также представляют собой своеобразные вариации на тему «волков» и «овец». Чугунов – продажный чиновник, готовый на любую подлость ради денег.​ Аполлон – безвольный и инфантильный племянник Мурзавецкой, становящийся пешкой в ее играх.​ Устинья Наумовна – пронырливая сваха, извлекающая выгоду из чужих проблем.​

Таким образом, система образов в пьесе строится на противопоставлении «волков» и «овец», однако, Островский показывает, что в действительности эта граница размыта и изменчива.​ В мире, где царят деньги и обман, каждый способен проявить себя как хищник, независимо от социального положения и нравственных принципов.​

Актуальность пьесы «Волки и овцы»

Несмотря на то, что пьеса «Волки и овцы» была написана в XIX веке, она не теряет своей актуальности и в наши дни. Проблемы, поднятые Островским, остаются злободневными и сегодня, ведь человеческая природа мало изменилась за прошедшие столетия.​

Власть денег, цинизм и расчетливость, лицемерие и ханжество – все эти пороки, ярко изображенные в пьесе, мы можем наблюдать и в современном обществе. Как и во времена Островского, сегодня люди готовы идти по головам ради достижения своих целей, используя любые средства – обман, шантаж, манипуляцию;

Тема социального неравенства, проходящая через всю пьесу, также звучит весьма актуально в современном мире.​ Богатые и влиятельные продолжают наживаться за счет бедных и слабых, а справедливость часто оказывается лишь иллюзией.​

Наконец, «Волки и овцы» заставляют нас задуматься о сложности человеческой природы, о том, что в каждом из нас живет и «волк», и «овца». Пьеса учит быть бдительными, не поддаваться на провокации, уметь различать истинные намерения людей, скрывающиеся за маской добропорядочности.​

Таким образом, пьеса «Волки и овцы» – это не просто литературный памятник XIX века, но и произведение, которое продолжает волновать и современных читателей и зрителей своей пронзительной правдой жизни.​

Коротко о главных персонажах

В пьесе «Волки и овцы» А.​Н.​ Островский создает яркую галерею персонажей, каждый из которых играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии основной идеи произведения. Вот некоторые из них⁚

Меропия Давыдовна Мурзавецкая

Пожилая помещица, обладающая властью и влиянием в городе.​ Хитрая, лицемерная, расчетливая, она привыкла добиваться своего любыми средствами.​ Меропия Давыдовна – олицетворение хищничества, прикрытого маской благочестия.​ Она ловко манипулирует людьми, использует религию для достижения своих корыстных целей.​

Василий Иванович Беркутов

Сосед Мурзавецкой, не менее хитрый и расчетливый помещик.​ Он умён, образован, обладает острым умом и прекрасно разбирается в людях. Беркутов – искусный манипулятор, умеющий производить благоприятное впечатление. Он также стремится к наживе и готов ради этого на все;

Евлампия Николаевна Купавина

Молодая, богатая вдова, ставшая объектом внимания хищников. На первый взгляд, она кажется наивной и беззащитной «овцой».​ Купавина мечтает о любви, счастье, стремится делать добро, но оказывается не готовой к столкновению с жестокой реальностью.​

Аполлон Викторович Мурзавецкий

Молодой человек, племянник Меропии Давыдовны; Он безволен, непрактичен, зависим от своей тётки и ее денег.​ Аполлон становится пешкой в интригах Мурзавецкой, которая пытается женить его на Купавиной ради собственной выгоды.​

Чугунов

Бывший член уездного суда, а ныне приживал Мурзавецкой.​ Он продажен, лицемерен, готов на любую подлость ради денег и положения в обществе.​ Чугунов – яркий пример морального разложения, вызванного властью денег.​

Эти и другие персонажи пьесы «Волки и овцы» создают живую и правдивую картину провинциальной жизни, где царят хитрость, обман и жестокость, а человеческие отношения строятся на расчете и выгоде.

Краткий вывод

Пьеса А.​Н.​ Островского «Волки и овцы» ⏤ это острая социальная комедия, которая обличачает пороки российского общества XIX века. Под пером мастера провинциальный городок превращается в своеобразный театр масок, где каждый герой играет свою роль, скрывая истинные намерения и желания.​

Главная тема пьесы – противостояние хищничества и наивности, цинизма и доверчивости.​ Островский мастерски показывает, как в мире, где правят деньги и власть, человек легко теряет моральные ориентиры, становясь жертвой собственной алчности или чужой беспринципности.​

Несмотря на то, что пьеса написана в жанре комедии, в ней звучат и глубокие драматические ноты.​ Судьбы героев складываются трагически, ведь в мире «волков и овец» нет места для настоящих чувств, дружбы, любви.​

Яркие, запоминающиеся образы персонажей, острый сюжет, динамичное действие, а главное – глубокий социальный подтекст делают пьесу «Волки и овцы» актуальной и в наши дни.​ Она заставляет задуматься о вечных ценностях, о моральном выборе, который приходится делать каждому человеку в своей жизни.​

Произведение Островского – это не просто занимательная история, это зеркало, в котором отражаются пороки общества, и каждый зритель может увидеть в нем что-то знакомое и задуматься о собственной жизни, о своих поступках и их последствиях.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна Морозова

    Интересно было бы узнать больше о прототипах героев пьесы. Наверняка, у Островского были реальные примеры для вдохновения.

  2. Ольга Иванова

    Очень интересный анализ! Особенно понравилась мысль о двойственности атмосферы в пьесе. Действительно, Островский мастерски переплетает комическое и трагическое.

  3. Алексей Васильев

    Пьеса «Волки и овцы» — это классика русской драматургии, которую должен знать каждый.

  4. Дмитрий Петров

    Согласен с автором статьи, «Волки и овцы» — это не просто комедия, а настоящая социальная сатира, которая актуальна и по сей день.

  5. Елена Смирнова

    Спасибо за краткое содержание, освежила в памяти сюжет. Интересно было бы посмотреть современную постановку этой пьесы.

  6. Андрей Кузнецов

    Тема «волков» и «овец» в обществе всегда актуальна. Островский гениально раскрыл ее в своей пьесе.

  7. Мария Лебедева

    Спасибо за интересный материал! Обязательно перечитаю пьесу.

  8. Сергей Попов

    Всегда поражался умению Островского создавать такие яркие и запоминающиеся образы. «Волки и овцы» — не исключение.

  9. Наталья Соколова

    Замечательный разбор! Островский — мастер слова и психологии. Его герои — это архетипы, которые мы можем наблюдать и в наше время.