Сюжет Ревизора: краткий пересказ по действиям

Сюжет Ревизора: краткий пересказ по действиям Краткие пересказы

Сюжет Ревизора⁚ краткий пересказ

Действие комедии разворачивается в уездном городе, где известие о приезде ревизора сеет панику среди чиновников-мздоимцев.​ Случайно приняв за ревизора приезжего мелкого чиновника Хлестакова, они пытаются всячески угодить ему, осыпая взятками и приглашая на званые обеды.​

Весть о ревизоре и ошибочное предположение

Комедия начинается с того, что городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает у себя чиновников, чтобы сообщить им неприятную новость⁚ из Петербурга едет ревизор – и не просто едет, а инкогнито! Эта новость повергает чиновников в ужас, ведь их совесть, мягко говоря, нечиста.​ Каждый из них замешан во взяточничестве, казнокрадстве и прочих злоупотреблениях служебным положением.​

Городничий в панике раздает указания⁚ привести в порядок учреждения, хотя бы внешне, чтобы создать видимость благополучия.​ Судье он велит снять охотничий арапник со стены в присутственном месте, а попечителю богоугодных заведений Землянике – проследить, чтобы больные не были похожи на кузнецов и не пахли так сильно капустой.​ Словом, начинается лихорадочная подготовка к приезду важной персоны.​

В это самое время в городе появляются двое праздных помещиков, Бобчинский и Добчинский, известные своими сплетнями и любовью к сенсациям.​ Они первыми замечают в гостинице молодого человека по фамилии Хлестаков, приехавшего из Петербурга.​ Хлестаков производит на них впечатление столичного франта⁚ он модно одет, держится с важным видом и, главное, отказывается платить по счетам в трактире.​ Все это наводит Бобчинского и Добчинского на мысль, что перед ними – не кто иной, как ревизор инкогнито.​

Слухи о таинственном приезжем быстро распространяются по городу и, конечно же, доходят до городничего.​ Взволнованный Сквозник-Дмухановский немедленно отправляется в гостиницу, чтобы лично познакомиться с Хлестаковым и попытаться задобрить его.​

Знакомство с Хлестаковым и его «инспектирование»

Встреча городничего с Хлестаковым происходит в гостиничном номере, где молодой повеса из Петербурга изнывает от скуки и безденежья.​ Хлестаков, за прошедшее время успевший проиграться в карты, оказывается на мели и не может расплатиться по счетам.​ Он пугается появления разгневанного, как ему кажется, городничего, который в свою очередь принимает растерянность Хлестакова за строгость и неприступность важной персоны.

Происходит комическое qui pro quo⁚ испуганные друг другом герои говорят на разных языках, каждый понимает ситуацию по-своему.​ Городничий, пытаясь загладить вину трактирщика и выслужиться перед «ревизором», предлагает Хлестакову переехать в более комфортабельные условия – в его собственный дом. Хлестаков, ничего не понимающий, но польщенный таким вниманием, с радостью соглашается.​

С этого момента начинается «триумфальное шествие» Хлестакова по уездному городу.​ Чиновники, один за другим, являются к нему с визитами, заискивают, рассыпаются в любезностях и, главное, щедро одаривают «ревизора» взятками, которые тот принимает с детской непосредственностью и простодушием. Хлестаков, не будучи злодеем по натуре, просто не осознает всей серьезности происходящего⁚ он принимает знаки внимания за должное, а деньги – за проявление русского гостеприимства.​

Во время своего «инспектирования» Хлестаков, вдохновленный ситуацией и вниманием со стороны местных чиновников, начинает выдавать себя за важную столичную персону, сочиняя небылицы о своей мнимой роскошной жизни в Петербурге, о близости к министрам и о собственной литературной славе.​

Взятки, сватовство и разоблачение

Поездка Хлестакова в дом городничего превращается в настоящий фарс.​ Чиновники, ослеплённые страхом и желанием угодить «ревизору», соревнуются в угодничестве, осыпая его деньгами под видом займов.​ Хлестаков, поначалу робкий и неуверенный, постепенно входит во вкус, принимая щедрые «подношения» с барственной небрежностью.​ Он наслаждается своим временным могуществом, с упоением играет роль важной персоны, не упуская возможности похвастаться перед провинциальными жителями своей выдуманной столичной жизнью.​

Городничий, желая окончательно задобрить «высокого гостя», решает выдать за него замуж свою дочь Марью Антоновну.​ Хлестаков, не отличавшийся разборчивостью в средствах и связях, с готовностью принимает предложение, очаровывая глупенькую, но мечтающую о столичной жизни девушку.​ Дело идет к свадьбе, и Хлестаков, получив от городничего согласие на брак и очередную порцию денег «взаймы», готовиться к бегству.​

Разоблачение наступает неожиданно.​ Слуга Хлестакова, Осип, человек простой, но не лишённый здравого смысла, понимает, что барин его слишком долго играет с огнем и что всё это может плохо кончиться.​ Он уговаривает Хлестакова поскорее уехать из города, пока обман не раскрылся.​ Хлестаков, прислушавшись к мудрому совету слуги, пишет письмо своему другу-писателю в Петербург, в котором в шутоливой форме описывает всё происходящее в уездном городе и хвастается своей мнимой победой над глупыми чиновниками.​

Письмо Хлестакова попадает в руки почтмейстера, который, по старой привычке вскрывать чужую корреспонденцию, узнает правду о мнимом ревизоре.​ Новость о том, что Хлестаков – не тот, за кого себя выдавал, производит эффект разорвавшейся бомбы.​

Побег Хлестакова и торжество мнимой победы

Известие о разоблачении Хлестакова повергает городничего и чиновников в шок.​ Они ошеломлены, подавлены и одновременно разгневаны на самих себя за собственную глупость и доверчивость.​ Хлестаков же, получив от курьера из Петербурга деньги от отца, не теряя времени, уезжает из города под благовидным предлогом, обещая вернуться и женится на дочери городничего.​

После бегства лже-ревизора город погружается в атмосферу всеобщего облегчения и ликования.​ Чиновники, радуясь тому, что им удалось избежать наказания, собираются у городничего, чтобы отпраздновать избавление от опасности.​ Сквозник-Дмухановский, оправившись от первого потрясения, вновь ощущает себя полновластным хозяином положения и предается мечтам о блестящих перспективах, открывающихся перед ним в столице.​ Он уже видит себя важным сановником, окружённым почетом и уважением.

Торжество чиновников оказывается преждевременным.​ В разгар веселья в доме городничего появляется жандарм с неожиданным известием⁚ прибывший из Петербурга чиновник требует к себе городничего.​ Эта новость, как гром среди ясного неба, обрушивается на собравшихся, повергая их в состояние ужаса и оцепенения.​

Финал комедии – знаменитая «немая сцена» – один из самых ярких и сильных моментов пьесы. Застывшие в нелепых позах, охваченные ужасом перед неотвратимым наказанием, герои комедии становятся символом нравственного краха и бездуховности не только провинциального чиновничества, но и всего российского общества того времени.​

Приезд настоящего ревизора и немая сцена

Громкое известие жандарма о прибытии настоящего ревизора обрывает празднование мнимой победы городничего и чиновников.​ В считанные секунды атмосфера в доме Сквозник-Дмухановского меняется кардинально⁚ веселье сменяется ужасом, ликование — паникой.​ Новость падает как удар молнии, обнажая истинную сущность собравшихся, их страх перед наказанием за свои злодеяния.

Гоголь не показывает на сцене настоящего ревизора, оставляя финал открытым.​ Это усиливает эффект неожиданности и подчеркивает внезапность расплаты.​ Зритель видит лишь реакцию героев на известие о его приезде, но и этого достаточно, чтобы понять всю глубину их падения и крах их иллюзий.​

Финальная сцена комедии, знаменитая «немая сцена», стала одним из самых ярких и запоминающихся образов в русской литературе.​ В гротескной, почти гробовой тишине застывают герои, охваченные ужасом и отчаянием.​ Лица их искажены гримасами страха, тела скованы оцепенением.​ В этот момент на сцене не остается места ни для лжи, ни для лицемерия, ни для пустых оправданий.​

Открытый финал «Ревизора», завершающийся «немой сценой», производит на зрителя неизгладимое впечатление.​ Комедия, наполненная искрометным юмором и сатирой, завершается на минорной ноте, заставляя задуматься о важных нравственных проблемах⁚ о коррупции, о бездуховности, о страхе перед наказанием и, главное, о совести, которая рано или поздно все равно настигнет каждого.​

Коротко о главных персонажах

В «Ревизоре» Гоголь создал целую галерею ярких, сатирически выписанных персонажей, олицетворяющих собой пороки русского чиновничества и общества в целом.​

Иван Александрович Хлестаков

Молодой повеса, мелкий чиновник из Петербурга, оказавшийся случайно в уездном городе.​ Легкомысленный, глуповатый, но при этом хвастливый и авантюристичный.​ Обладая природной изворотливостью и умением подстраиваться под обстоятельства, он с легкостью принимает на себя роль важной персоны, не задумываясь о последствиях.​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий, главный представитель власти в уездном городе. Взяточник, казнокрад, лицемер и хвастун, привыкший управлять всем и всеми; Он боится ревизии больше всех, поскольку за его плечами больше всего грехов. Сквозник-Дмухановский — воплощение самоуверенности, невежества и чинопочитания, характерных для чиновничества того времени.​

Анна Андреевна

Жена городничего, провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни.​ Глупая, любопытная и тщеславная, она легко верит в байки Хлестакова и строит иллюзорные планы о блестящем будущем своей дочери.​

Марья Антоновна

Дочь городничего, молодая девушка, воспитанная на французских романах.​ Мечтательная, наивная и романтичная, она становится легкой добычей для Хлестакова, очарованная его мнимым столичным лоском.​

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья, взяточник и пьяница, считающий себя человеком просвещенным.​ Он любит порассуждать о философии и литературе, но на деле оказывается трусливым и ничтожным.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений, лицемерный и корыстный чиновник, наживающийся на больных и несчастных.​ Он умеет угодить начальству и скрыть свои злоупотребления под маской заботы о ближнем.​

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер, праздный и любопытный человек, не упускающий случая вскрыть чужое письмо.​ Он олицетворяет собой всеобщую атмосферу подозрительности и доносительства, царящую в уездном городе.​

Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский

Городские помещики, сплетники и бездельники, олицетворяющие собой праздность и необразованность провинциального дворянства.​ Они первыми замечают Хлестакова и принимают его за ревизора, запуская цепочку комических недоразумений.​

В комедии «Ревизор» Гоголь мастерски использует прием «говорящих фамилий», которые подчеркивают характерные черты и недостатки персонажей, делая их образы еще более сатиричными и запоминающимися.​

Краткий вывод

«Ревизор» – это блестящая сатирическая комедия, обличающая пороки русского общества первой половины XIX века.​ В центре сюжета – история о том, как в уездный городок, где процветают взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления, приезжает мнимый ревизор, молодой повеса Хлестаков.​

Гоголь мастерски использует приемы комедии положений, создавая на сцене каскад комических ситуаций, недоразумений и переодеваний.​ Чиновники, ослепленные страхом разоблачения, принимают Хлестакова за важную персону и всеми силами стараются задобрить его, осыпая взятками и приглашая на званые обеды.​

Однако комедия «Ревизор» – это не просто смешная история о глупых чиновниках и ловком мошеннике.​ За внешней комичностью сюжета скрывается глубокий социальный и нравственный подтекст.​ Гоголь обличает пороки не только отдельных персонажей, но и всей системы, которая порождает и поощряет коррупцию, чинопочитание и бездуховность.

Финал комедии – знаменитая «немая сцена» – производит на зрителя сильное впечатление.​ Неожиданное появление настоящего ревизора разрушает иллюзии героев, обнажая их истинную сущность. Застывшие в нелепых позах, охваченные ужасом перед неотвратимым наказанием, они становятся символом нравственного краха не только провинциального чиновничества, но и всего российского общества того времени.​

«Ревизор» – это не просто комедия, это зеркало, в котором отразились пороки и недостатки русского общества.​ Гоголь, как искусный художник, создал на сцене яркие, сатирически выписанные образы, ставшие нарицательными.​ «Ревизор» – это произведение, актуальное и по сей день, заставляющее задуматься о важных нравственных проблемах, о совести, о справедливости и о том, что рано или поздно за все приходится платить.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей Смирнов

    Интересно, как бы выглядела эта история в наше время?

  2. Анна Михайлова

    Бобчинский и Добчинский — неподражаемый комический дуэт!

  3. Сергей Николаев

    Гоголь актуален и по сей день, к сожалению.

  4. Елена Петрова

    Всегда интересно перечитывать «Ревизора», находя в нем что-то новое.

  5. Иван Иванов

    Классика русской литературы! Гоголь гениально высмеивает пороки общества.

  6. Дмитрий Сидоров

    Хлестаков — один из самых ярких персонажей русской литературы.

  7. Мария Попова

    Спасибо за краткий пересказ, освежила память!

  8. Ольга Кузнецова

    Пересказ напомнил мне о школьных годах и уроках литературы.