- Сюжет Ревизора⁚ краткий пересказ
- Весть о ревизоре и ошибочное предположение
- Знакомство с Хлестаковым и его «инспектирование»
- Взятки, сватовство и разоблачение
- Побег Хлестакова и торжество мнимой победы
- Приезд настоящего ревизора и немая сцена
- Коротко о главных персонажах
- Иван Александрович Хлестаков
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
- Анна Андреевна
- Марья Антоновна
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
- Артемий Филиппович Земляника
- Иван Кузьмич Шпекин
- Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский
- Краткий вывод
Сюжет Ревизора⁚ краткий пересказ
Действие комедии разворачивается в уездном городе, где известие о приезде ревизора сеет панику среди чиновников-мздоимцев. Случайно приняв за ревизора приезжего мелкого чиновника Хлестакова, они пытаются всячески угодить ему, осыпая взятками и приглашая на званые обеды.
Весть о ревизоре и ошибочное предположение
Комедия начинается с того, что городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает у себя чиновников, чтобы сообщить им неприятную новость⁚ из Петербурга едет ревизор – и не просто едет, а инкогнито! Эта новость повергает чиновников в ужас, ведь их совесть, мягко говоря, нечиста. Каждый из них замешан во взяточничестве, казнокрадстве и прочих злоупотреблениях служебным положением.
Городничий в панике раздает указания⁚ привести в порядок учреждения, хотя бы внешне, чтобы создать видимость благополучия. Судье он велит снять охотничий арапник со стены в присутственном месте, а попечителю богоугодных заведений Землянике – проследить, чтобы больные не были похожи на кузнецов и не пахли так сильно капустой. Словом, начинается лихорадочная подготовка к приезду важной персоны.
В это самое время в городе появляются двое праздных помещиков, Бобчинский и Добчинский, известные своими сплетнями и любовью к сенсациям. Они первыми замечают в гостинице молодого человека по фамилии Хлестаков, приехавшего из Петербурга. Хлестаков производит на них впечатление столичного франта⁚ он модно одет, держится с важным видом и, главное, отказывается платить по счетам в трактире. Все это наводит Бобчинского и Добчинского на мысль, что перед ними – не кто иной, как ревизор инкогнито.
Слухи о таинственном приезжем быстро распространяются по городу и, конечно же, доходят до городничего. Взволнованный Сквозник-Дмухановский немедленно отправляется в гостиницу, чтобы лично познакомиться с Хлестаковым и попытаться задобрить его.
Знакомство с Хлестаковым и его «инспектирование»
Встреча городничего с Хлестаковым происходит в гостиничном номере, где молодой повеса из Петербурга изнывает от скуки и безденежья. Хлестаков, за прошедшее время успевший проиграться в карты, оказывается на мели и не может расплатиться по счетам. Он пугается появления разгневанного, как ему кажется, городничего, который в свою очередь принимает растерянность Хлестакова за строгость и неприступность важной персоны.
Происходит комическое qui pro quo⁚ испуганные друг другом герои говорят на разных языках, каждый понимает ситуацию по-своему. Городничий, пытаясь загладить вину трактирщика и выслужиться перед «ревизором», предлагает Хлестакову переехать в более комфортабельные условия – в его собственный дом. Хлестаков, ничего не понимающий, но польщенный таким вниманием, с радостью соглашается.
С этого момента начинается «триумфальное шествие» Хлестакова по уездному городу. Чиновники, один за другим, являются к нему с визитами, заискивают, рассыпаются в любезностях и, главное, щедро одаривают «ревизора» взятками, которые тот принимает с детской непосредственностью и простодушием. Хлестаков, не будучи злодеем по натуре, просто не осознает всей серьезности происходящего⁚ он принимает знаки внимания за должное, а деньги – за проявление русского гостеприимства.
Во время своего «инспектирования» Хлестаков, вдохновленный ситуацией и вниманием со стороны местных чиновников, начинает выдавать себя за важную столичную персону, сочиняя небылицы о своей мнимой роскошной жизни в Петербурге, о близости к министрам и о собственной литературной славе.
Взятки, сватовство и разоблачение
Поездка Хлестакова в дом городничего превращается в настоящий фарс. Чиновники, ослеплённые страхом и желанием угодить «ревизору», соревнуются в угодничестве, осыпая его деньгами под видом займов. Хлестаков, поначалу робкий и неуверенный, постепенно входит во вкус, принимая щедрые «подношения» с барственной небрежностью. Он наслаждается своим временным могуществом, с упоением играет роль важной персоны, не упуская возможности похвастаться перед провинциальными жителями своей выдуманной столичной жизнью.
Городничий, желая окончательно задобрить «высокого гостя», решает выдать за него замуж свою дочь Марью Антоновну. Хлестаков, не отличавшийся разборчивостью в средствах и связях, с готовностью принимает предложение, очаровывая глупенькую, но мечтающую о столичной жизни девушку. Дело идет к свадьбе, и Хлестаков, получив от городничего согласие на брак и очередную порцию денег «взаймы», готовиться к бегству.
Разоблачение наступает неожиданно. Слуга Хлестакова, Осип, человек простой, но не лишённый здравого смысла, понимает, что барин его слишком долго играет с огнем и что всё это может плохо кончиться. Он уговаривает Хлестакова поскорее уехать из города, пока обман не раскрылся. Хлестаков, прислушавшись к мудрому совету слуги, пишет письмо своему другу-писателю в Петербург, в котором в шутоливой форме описывает всё происходящее в уездном городе и хвастается своей мнимой победой над глупыми чиновниками.
Письмо Хлестакова попадает в руки почтмейстера, который, по старой привычке вскрывать чужую корреспонденцию, узнает правду о мнимом ревизоре. Новость о том, что Хлестаков – не тот, за кого себя выдавал, производит эффект разорвавшейся бомбы.
Побег Хлестакова и торжество мнимой победы
Известие о разоблачении Хлестакова повергает городничего и чиновников в шок. Они ошеломлены, подавлены и одновременно разгневаны на самих себя за собственную глупость и доверчивость. Хлестаков же, получив от курьера из Петербурга деньги от отца, не теряя времени, уезжает из города под благовидным предлогом, обещая вернуться и женится на дочери городничего.
После бегства лже-ревизора город погружается в атмосферу всеобщего облегчения и ликования. Чиновники, радуясь тому, что им удалось избежать наказания, собираются у городничего, чтобы отпраздновать избавление от опасности. Сквозник-Дмухановский, оправившись от первого потрясения, вновь ощущает себя полновластным хозяином положения и предается мечтам о блестящих перспективах, открывающихся перед ним в столице. Он уже видит себя важным сановником, окружённым почетом и уважением.
Торжество чиновников оказывается преждевременным. В разгар веселья в доме городничего появляется жандарм с неожиданным известием⁚ прибывший из Петербурга чиновник требует к себе городничего. Эта новость, как гром среди ясного неба, обрушивается на собравшихся, повергая их в состояние ужаса и оцепенения.
Финал комедии – знаменитая «немая сцена» – один из самых ярких и сильных моментов пьесы. Застывшие в нелепых позах, охваченные ужасом перед неотвратимым наказанием, герои комедии становятся символом нравственного краха и бездуховности не только провинциального чиновничества, но и всего российского общества того времени.
Приезд настоящего ревизора и немая сцена
Громкое известие жандарма о прибытии настоящего ревизора обрывает празднование мнимой победы городничего и чиновников. В считанные секунды атмосфера в доме Сквозник-Дмухановского меняется кардинально⁚ веселье сменяется ужасом, ликование — паникой. Новость падает как удар молнии, обнажая истинную сущность собравшихся, их страх перед наказанием за свои злодеяния.
Гоголь не показывает на сцене настоящего ревизора, оставляя финал открытым. Это усиливает эффект неожиданности и подчеркивает внезапность расплаты. Зритель видит лишь реакцию героев на известие о его приезде, но и этого достаточно, чтобы понять всю глубину их падения и крах их иллюзий.
Финальная сцена комедии, знаменитая «немая сцена», стала одним из самых ярких и запоминающихся образов в русской литературе. В гротескной, почти гробовой тишине застывают герои, охваченные ужасом и отчаянием. Лица их искажены гримасами страха, тела скованы оцепенением. В этот момент на сцене не остается места ни для лжи, ни для лицемерия, ни для пустых оправданий.
Открытый финал «Ревизора», завершающийся «немой сценой», производит на зрителя неизгладимое впечатление. Комедия, наполненная искрометным юмором и сатирой, завершается на минорной ноте, заставляя задуматься о важных нравственных проблемах⁚ о коррупции, о бездуховности, о страхе перед наказанием и, главное, о совести, которая рано или поздно все равно настигнет каждого.
Коротко о главных персонажах
В «Ревизоре» Гоголь создал целую галерею ярких, сатирически выписанных персонажей, олицетворяющих собой пороки русского чиновничества и общества в целом.
Иван Александрович Хлестаков
Молодой повеса, мелкий чиновник из Петербурга, оказавшийся случайно в уездном городе. Легкомысленный, глуповатый, но при этом хвастливый и авантюристичный. Обладая природной изворотливостью и умением подстраиваться под обстоятельства, он с легкостью принимает на себя роль важной персоны, не задумываясь о последствиях.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий, главный представитель власти в уездном городе. Взяточник, казнокрад, лицемер и хвастун, привыкший управлять всем и всеми; Он боится ревизии больше всех, поскольку за его плечами больше всего грехов. Сквозник-Дмухановский — воплощение самоуверенности, невежества и чинопочитания, характерных для чиновничества того времени.
Анна Андреевна
Жена городничего, провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни. Глупая, любопытная и тщеславная, она легко верит в байки Хлестакова и строит иллюзорные планы о блестящем будущем своей дочери.
Марья Антоновна
Дочь городничего, молодая девушка, воспитанная на французских романах. Мечтательная, наивная и романтичная, она становится легкой добычей для Хлестакова, очарованная его мнимым столичным лоском.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Судья, взяточник и пьяница, считающий себя человеком просвещенным. Он любит порассуждать о философии и литературе, но на деле оказывается трусливым и ничтожным.
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений, лицемерный и корыстный чиновник, наживающийся на больных и несчастных. Он умеет угодить начальству и скрыть свои злоупотребления под маской заботы о ближнем.
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер, праздный и любопытный человек, не упускающий случая вскрыть чужое письмо. Он олицетворяет собой всеобщую атмосферу подозрительности и доносительства, царящую в уездном городе.
Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский
Городские помещики, сплетники и бездельники, олицетворяющие собой праздность и необразованность провинциального дворянства. Они первыми замечают Хлестакова и принимают его за ревизора, запуская цепочку комических недоразумений.
В комедии «Ревизор» Гоголь мастерски использует прием «говорящих фамилий», которые подчеркивают характерные черты и недостатки персонажей, делая их образы еще более сатиричными и запоминающимися.
Краткий вывод
«Ревизор» – это блестящая сатирическая комедия, обличающая пороки русского общества первой половины XIX века. В центре сюжета – история о том, как в уездный городок, где процветают взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления, приезжает мнимый ревизор, молодой повеса Хлестаков.
Гоголь мастерски использует приемы комедии положений, создавая на сцене каскад комических ситуаций, недоразумений и переодеваний. Чиновники, ослепленные страхом разоблачения, принимают Хлестакова за важную персону и всеми силами стараются задобрить его, осыпая взятками и приглашая на званые обеды.
Однако комедия «Ревизор» – это не просто смешная история о глупых чиновниках и ловком мошеннике. За внешней комичностью сюжета скрывается глубокий социальный и нравственный подтекст. Гоголь обличает пороки не только отдельных персонажей, но и всей системы, которая порождает и поощряет коррупцию, чинопочитание и бездуховность.
Финал комедии – знаменитая «немая сцена» – производит на зрителя сильное впечатление. Неожиданное появление настоящего ревизора разрушает иллюзии героев, обнажая их истинную сущность. Застывшие в нелепых позах, охваченные ужасом перед неотвратимым наказанием, они становятся символом нравственного краха не только провинциального чиновничества, но и всего российского общества того времени.
«Ревизор» – это не просто комедия, это зеркало, в котором отразились пороки и недостатки русского общества. Гоголь, как искусный художник, создал на сцене яркие, сатирически выписанные образы, ставшие нарицательными. «Ревизор» – это произведение, актуальное и по сей день, заставляющее задуматься о важных нравственных проблемах, о совести, о справедливости и о том, что рано или поздно за все приходится платить.
Интересно, как бы выглядела эта история в наше время?
Бобчинский и Добчинский — неподражаемый комический дуэт!
Гоголь актуален и по сей день, к сожалению.
Всегда интересно перечитывать «Ревизора», находя в нем что-то новое.
Классика русской литературы! Гоголь гениально высмеивает пороки общества.
Хлестаков — один из самых ярких персонажей русской литературы.
Спасибо за краткий пересказ, освежила память!
Пересказ напомнил мне о школьных годах и уроках литературы.