Смерть Мцыри и значение его подвига

Смерть Мцыри и значение его подвига Краткие пересказы

Краткое содержание поэмы «Мцыри»

Поэма повествует о судьбе мальчика-горца, плененного в детстве и воспитанного в монастыре. Мцыри томится в заточении, мечтает о свободе и родине.​ Однажды он сбегает, но после трех дней скитаний, раненый и измученный, возвращается к стенам монастыря, где и умирает.​

Детство в монастыре

Маленький мальчик, оторванный от дома и семьи, попадает в чуждый ему мир монастырских стен.​ Русский генерал, возвращаясь из военного похода, привозит с собой больного ребенка, найденного в опустошенном ауле.​ Мальчик, названный Мцыри, что в переводе с грузинского означает «послушник», растет среди монахов, но их вера и образ жизни чужды его свободолюбивой натуре.​ Он тоскует по родным горам, по семье, которую почти не помнит, по той жизни, которая проносится перед его глазами лишь в туманных воспоминаниях детства.​

Монастырские стены становятся для Мцыри символом заточения, а однообразная жизнь монахов — унылым противоположностям того буйства красок и эмоций, который он чувствует в своей душе. Мальчик растет замкнутым, не находя понимания среди обитателей монастыря.​ Его не радуют ни молитвы, ни смиренные беседы, ни умиротворенность монастырской жизни. В глубине души он лелеет мечту о возвращении на родину, к своим корням, к той свободе, которая ему дороже всего на свете.​

И даже природа, окружающая монастырь, кажется Мцыри недружелюбной, чужой.​ Высокие горы, закрывающие ему путь к дому, вызывают в нем не восхищение, а скорее боль и тоску.​ Он чувствует себя одиноким пленником среди этих величественных, но холодных для него ландшафтов.​

Побег на свободу

Душа Мцыри, жаждущая воли и родного края, не может смириться с заточением. Долгожданная гроза становится для юноши символом надежды и шансом на побег.​ Во время разгула стихии, когда монахи в страхе молятся о спасении, Мцыри сбегает из монастыря, растворяясь в темноте и ливне.​

Этот побег, не просто отчаянный поступок. Это проявление глубокого внутреннего бунта, отказа от чуждой жизни, навязанной ему судьбой.​ Мцыри готов рискнуть всем ради возможности хотя бы на мгновение ощутить вкус свободы, увидеть свою родину, о которой он так долго мечтал.​

Оказавшись на воле, Мцыри испытывает небывалый прилив сил и энергии.​ Он бросается в лесную чащу, не зная пути, но руководствуясь лишь зовом сердца и инстинктом, который говорит ему, что нужно идти на юг.​ Юноша готов преодолеть любые препятствия, лишь бы удалиться от монастыря, от всего, что связывало его с ненавистной ему жизнью.

Жизнь на воле

Три дня, проведенные Мцыри на свободе, стали для него глотком свежего воздуха, вспышкой настоящей жизни.​ Он с упоением наслаждается красотой природы, которую раньше видел только из-за монастырских стен.​ Каждое мгновение наполняется для него глубоким смыслом и яркими эмоциями.

Он встречает молодую грузинку, набирающую воду у горного ручья, и этот встреча пробуждает в его душе нежные чувства, о которых он и не подозревал.​ Мцыри впервые понимает, что такое любовь, пусть и мимолетная, невозможная в его положении.​

Он вступает в схватку с барсом — могучим и опасным хищником — и выходит из нее победителем, доказывая себе и всем, что он настоящий горец, воин, способный постоять за себя.​

Эти три дня дают Мцыри то, чего он был лишен в монастыре — ощущение полноты жизни, единения с природой, вкус любви и борьбы.​ И даже понимание того, что его побег обречен, что он не сможет вернуться на родину, не омрачает его счастья.​ Он готов заплатить любую цену за эти мгновения свободы.​

Схватка с барсом

Встретив в лесу свирепого барса, Мцыри не испытывает страха.​ Наоборот, в нем просыпается инстинкт древнего охотника, воина, для которого битва — это способ доказать свою силу и право на жизнь.​ Схватка с могучим хищником становится для него символом борьбы не только за физическое выживание, но и за право быть свободным, независимым.

Мцыри сражается с барсом с яростью и отчаянием обреченного, но в то же время в его движениях чувствуется ловкость, сила и грация дикого зверя.​ Он использует против хищника не только свои руки, но и острый камень, найденный на земле, что говорит о его смекалке и умении приспосабливаться к любым условиям.​

Эта схватка становится для Мцыри моментом истины, когда он может проявить все свои лучшие качества — смелость, решительность, волю к победе. И он побеждает, хотя и сам получает тяжелые раны, которые в итоге и приводят его к гибели.​

Смерть Мцыри

Измученный скитаниями и схваткой с барсом, Мцыри блуждает по лесу, понимая, что заблудился и не сможет найти путь на родину.​ Его силы на исходе, а раны, полученные в бою, дают о себе знать все сильнее.​

В конце концов, он выходит к знакомым местам , к стене монастыря, откуда совершил свой побег.​ Это становится горькой иронией судьбы — обретя свободу, Мцыри вновь оказывается там, откуда бежал.​

Чувствуя приближение смерти, Мцыри не жалеет о своем поступке.​ Он прожил эти три дня на воле так, как не смогли бы прожить иные за долгие годы.​ Он познал радость свободы, красоту любви, горечь поражения и сладость борьбы.​

Перед смертью он просит монаха, нашедшего его, отнести его в сад, откуда виден Кавказ — символ его родины, его несбывшейся мечты.​ Там, в окружении природы, он и закрывает глаза навсегда, унося с собой в могилу тайну своего происхождения и своей неутолимой жажды свободы.​

Коротко о главных персонажах

В поэме «Мцыри» немного действующих лиц, и главный герой — сам Мцыри. Остальные персонажи, в основном безымянные, лишь оттеняют его образ, подчеркивая одиночество и чуждость миру, в котором он вынужден существовать.​

Мцыри

Юноша, плененный в детстве и воспитанный в монастыре.​ Он ⎻ воплощение жажды свободы, страсти к жизни, стремления к своим корням.​ Мцыри не может смириться с участью монаха, его душа рвется на волю, к природе, к борьбе, к любви.​ Он бежит из монастыря, и эти три дня на свободе становятся для него сгустком жизни, наполненным яркими событиями, эмоциями, переживаниями.​

Образ Мцыри ⎻ это образ романтического героя, мятежного, одинокого, стремящегося к недостижимому идеалу.​ Он бросает вызов судьбе, обществу, самому себе.​ Его побег обречен на провал, но он идет на это сознательно, предпочитая смерть в борьбе за свободу серой и безрадостной жизни в неволе.

Старый монах

Безымянный монах, от лица которого ведется повествование.​ Он — единственный, кто проявил к Мцыри сочувствие и попытался понять его мятежную душу.​ Старый монах видит в юноше не просто непокорного послушника, а личность, страдающую от невозможности жить так, как велит ему сердце.​

Образ старого монаха контрастирует с образом Мцыри.​ Он олицетворяет собой смирение, покорность судьбе, принятие мира таким, какой он есть. Однако, несмотря на разные взгляды на жизнь, между ними возникает некая духовная связь, основанная на сочувствии и понимании.​

Девушка-грузинка

Еще один эпизодический, но важный для понимания образа Мцыри персонаж. Встреча с ней пробуждает в нем чувства, о которых он не подозревал, живя в монастыре.​ Девушка становится для него символом любви, красоты, той жизни, которая могла бы быть у него на родине.​

Образ девушки-грузинки мимолетен, как видение, но он оставляет глубокий след в душе Мцыри, показывая, что он способен любить, чувствовать, жить полной жизнью.​

В целом, персонажи поэмы «Мцыри», несмотря на свою немногочисленность, создают яркую и запоминающуюся картину мира, полного борьбы, страсти, стремления к свободе и счастью.

Краткий вывод

Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова, это не просто история о побеге из монастыря. Это гимн свободе, жажде жизни, стремлению к своим корням.​ Мцыри, воспитанный вдали от родины, не может смириться с участью монаха.​ Его душа рвется на волю, к природе, к борьбе, к любви.​

Три дня, проведенные на свободе, становятся для Мцыри сгустком жизни, наполненным яркими событиями, эмоциями, переживаниями.​ Он наслаждается красотой природы, испытывает первую любовь, вступает в схватку с барсом, защищая свое право на свободу.

Побег Мцыри обречен на провал.​ Он не знает пути на родину, он ранен, измучен.​ Но, несмотря на это, он не жалеет о своем поступке.​ Лучше смерть в борьбе за свободу, чем серая и безрадостная жизнь в неволе.​

Образ Мцыри — это образ романтического героя, мятежного, одинокого, стремящегося к недостижимому идеалу.​ Он бросает вызов судьбе, обществу, самому себе.​ Его история — это история о том, что значит быть свободным духом, не сломленным обстоятельствами.​ Это гимн человеческому духу, его силе и непокорности.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна

    Образ Мцыри — это символ непокорности, стремления к свободе, даже ценой собственной жизни.

  2. Ирина

    Трагическая судьба Мцыри заставляет задуматься о смысле жизни, о ценности свободы и о том, что значит быть верным себе.

  3. Ольга

    Перечитываю «Мцыри» уже не первый раз, и каждый раз открываю для себя что-то новое. Глубокое и трогательное произведение.

  4. Сергей

    В поэме прекрасно передана атмосфера Кавказа, его величественная и суровая природа.

  5. Михаил

    Трагедия Мцыри — это вечная история о борьбе за свободу и право на собственную судьбу. Сильное произведение, которое заставляет задуматься о многом.

  6. Екатерина

    Потрясающе описаны переживания Мцыри, его тоска по родине, жажда жизни. Чувствуется, что Лермонтов вложил в поэму всю свою душу.

  7. Алексей

    Очень впечатлила сцена побега Мцыри во время грозы. Мощь природы как будто вторит буре в душе героя.

  8. Дмитрий

    Интересно, что Мцыри даже на свободе не находит покоя. Его мучает одиночество и невозможность вернуться к своим корням.

  9. Андрей

    Лермонтов гениально передал внутренний мир героя, его переживания и стремления. «Мцыри» — это шедевр русской литературы.