Срезал: анализ рассказа Василия Шукшина

Срезал: анализ рассказа Василия Шукшина Краткие пересказы

Вступление

В рассказе «Срезал«, написанном Василием Шукшиным в 1970 году, автор мастерски изображает столкновение двух миров⁚ деревенского и городского, простоты и образованности.​

Сюжет рассказа

В центре повествования Василия Шукшина «Срезал» – приезд в родную деревню Константина Ивановича Журавлева, кандидата наук, с женой Валей и дочерью.​ Для жителей деревни Новая это целое событие, ведь Костя – выходец из их среды, добившийся, как им кажется, небывалых высот – стал городским жителем и кандидатом наук.​ Однако особое внимание привлекает не сам Журавлев, а местный житель – Глеб Капустин, работающий на лесопилке.​ Глеб известен своей необычной «забавой» – он любит «срезать» приезжих образованных людей, ставя их в неловкое положение своими вопросами и рассуждениями.​

Когда-то Глеб и сам мечтал вырваться из деревни, поступить в институт, но не сложилось.​ Теперь он, словно мстя за несбывшиеся мечты, с особым удовольствием «расправлялся» с теми, кому удалось достичь желаемого.​

Кульминацией рассказа становится встреча Глеба и Константина Ивановича в доме матери Журавлева, куда по традиции собираются односельчане.​ Капустин, подготовившись к «поединку», начинает задавать кандидату наук вопросы, которые на первый взгляд кажутся наивными и даже глупыми. Он спрашивает о «стратегической философии», о проблемах шаманства северных народов, о Луне как о творении человеческого разума.​

Журавлев, застигнутый врасплох, пытается отвечать на вопросы, но Глеб, ловко манипулируя словами и фактами, выставляет его в глупом свете.​ Константин Иванович, не привыкший к такому обращению и не понимающий истинных мотивов Капустина, начинает нервничать и злиться, чем еще больше забавляет Глеба и собравшихся мужиков.​

В итоге «победа» остается за Глебом, который в глазах односельчан в очередной раз «срезал» зазнавшегося столичного гостя.​ Однако финал рассказа оставляет читателя с чувством горечи и недоумения.​

Образы главных героев

Василий Шукшин в своем рассказе «Срезал» создает яркие, живые образы, воплощающие разные грани человеческой натуры.​

Глеб Капустин – центральная фигура рассказа.​ Это простой деревенский мужик, работающий на лесопилке, наделенный, тем не менее, острым умом и хитростью.​ Он не получил высшего образования, но обладает житейской смекалкой и наблюдательностью, позволяющими ему находить слабые места в рассуждениях образованных людей.​ Глеб – воплощение противоречивого характера⁚ в нем уживаются и природная сметливость, и зависть к тем, кто смог выбиться «в люди», и желание самоутвердиться за счет других.

Константин Иванович Журавлев – полная противоположность Глебу.​ Это кандидат наук, городской житель, оторвавшийся от своих деревенских корней.​ Он образован, начитан, но в общении с односельчанами проявляет высокомерие и нетерпимость.​ Журавлев не понимает иронии Глеба, воспринимая его вопросы всерьез, что и приводит к его «поражению» в словесной дуэли.​

Противопоставление этих двух героев – главная сюжетная пружина рассказа.​ Шукшин не дает однозначной оценки своим персонажам, заставляя читателя задуматься о природе человеческих отношений, о цене истинного и ложного знания, о сложном переплетении добра и зла в душе каждого человека.​

Проблематика рассказа

Рассказ Василия Шукшина «Срезал», несмотря на кажущуюся простоту сюжета, поднимает ряд важных социальных и нравственных проблем, актуальных и по сей день.​

Одной из центральных тем является проблема противостояния города и деревни, образованности и простонародной смекалки.​ Шукшин показывает, что эти два мира, тесно связанные между собой, зачастую не могут найти общего языка.​ Городской житель, получивший образование, не всегда способен понять образ мысли и ценности деревенского жителя, а тот, в свою очередь, видит в образованности не преимущество, а повод для зависти и насмешек.​

Другая важная проблема – истинная и ложная образованность.​ Глеб Капустин, не имея специальных знаний, оказывается умнее и проницательнее кандидата наук Журавлева. Он использует свою эрудицию не для поиска истины, а для самоутверждения, для того, чтобы «срезать», унизить более успешного, по его мнению, человека.​

Также Шукшин затрагивает тему человеческой зависти и стремления к превосходству.​ Глеб Капустин не может простить Журавлеву его успех, его «городской» лоск, и старается всеми силами унизить его в глазах односельчан.​

Автор не дает однозначных ответов на поставленные вопросы, предлагая читателю самому задуматься над сложными проблемами человеческих взаимоотношений, над ценностью истинного знания и над тем, что на самом деле делает человека достойным уважения.​

Коротко о главных персонажах

В центре повествования Василия Шукшина «Срезал» разворачивается противостояние двух ярких личностей, олицетворяющих собой разные миры и устои⁚

Глеб Капустин

Глеб – коренной житель деревни, работающий на лесопилке.​ Несмотря на отсутствие высшего образования, он обладает острым умом, наблюдательностью и умением ловко жонглировать словами.​ Глеб – мастер словесных баталий, «деревенский философ», который с удовольствием вступает в споры с приезжими интеллигентами.​

Его «конек» – задавать каверзные, парадоксальные вопросы, ставящие оппонента в тупик.​ Глеб словно испытывает удовольствие, наблюдая, как образованные люди путаются в своих рассуждениях, не находя ответа на его, на первый взгляд, простые вопросы.​

Однако за этой показной резкостью и самоуверенностью скрывается сложная натура.​ Глеб – это трагический персонаж, который не смог реализовать свой потенциал.​ Он когда-то мечтал учиться, вырваться из деревни, но судьба распорядилась иначе. И теперь он, словно мстя за свои несбывшиеся мечты, «срезает» тех, кому удалось достичь желаемого.​

Константин Иванович Журавлев

Константин Иванович – полная противоположность Глебу.​ Это городской житель, кандидат наук, который достиг определенного положения в обществе.​ Он приезжает в родную деревню как гость, с чувством некоторого превосходства над своими бывшими односельчанами.​

Журавлев привык к научным дискуссиям, к взвешенным аргументам, к определенной культуре общения.​ Он не готов к тому, что простой деревенский мужик бросит вызов его интеллекту.​

Константин Иванович становится легкой добычей для Глеба.​ Он не понимает иронии и сарказма, скрывающихся за его вопросами, и пытается отвечать на них серьезно, чем вызывает еще больший смех у окружающих. Журавлев оказывается неспособен противостоять напору и хитрости Глеба, и в итоге терпит поражение в этом словесном поединке.​

Краткий вывод

Рассказ Василия Шукшина «Срезал» – это не просто анекдотическая история о том, как деревенский мужик «поставил на место» зазнавшегося кандидата наук. Это глубокое и многогранное произведение, заставляющее задуматься о сложных вопросах человеческих взаимоотношений, о цене истинного знания, о противостоянии города и деревни, о природе зависти и стремления к превосходству.​

Шукшин не дает однозначных ответов на поднятые в рассказе проблемы, оставляя читателя наедине со своими мыслями и чувствами.​ Кто же на самом деле одержал победу в этом словесном поединке – хитрый и язвительный Глеб или образованный, но неспособный понять простых истин Константин Иванович?​

Автор показывает, что истинная мудрость не всегда связана с полученным образованием, а кроется в умении понимать жизнь, людей, себя.​ Глеб Капустин, несмотря на свою необразованность, обладает житейской мудростью, проницательностью, умением видеть суть вещей.​ Константин Иванович же, ограниченный рамками своей учености, оказывается беспомощным перед напором «народной философии» Глеба.

«Срезал» – это история о том, что настоящий интеллект проявляется не в количестве прочитанных книг, а в умении мыслить критически, отстаивать свою точку зрения, и, самое главное, – оставаться человеком в любой ситуации.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Блестяще показано столкновение двух культур — городской и деревенской. При этом автор не встает ни на чью сторону, предоставляя читателю самому делать выводы.

  2. Дмитрий

    Интересно, как бы сложилась судьба Глеба, если бы он в свое время уехал в город и получил образование? Стал бы он таким же, как Журавлев?

  3. Ирина

    Журавлев, конечно, вызывает жалость. Попал в непривычную для себя среду и не смог найти подход к людям. А Глеб просто воспользовался его слабостью.

  4. Алексей

    Грустный финал. Казалось бы, Глеб победил, но какой ценой? И что он от этого выиграл?

  5. Екатерина

    Очень жизненный рассказ! Шукшин как всегда точно подметил черты русского характера — и в образованности, стремящейся показать себя, и в простоте, которая порой бывает хитрее хитрого.

  6. Михаил

    Глеб Капустин — неоднозначный персонаж. С одной стороны, он вызывает симпатию своей прямотой и нежеланием прогибаться перед авторитетами. С другой стороны, его способ самоутверждения оставляет неприятный осадок.

  7. Ольга

    Заставляет задуматься о том, что важнее — настоящие знания или умение подать себя? Журавлев, возможно, и был хорошим специалистом в своей области, но в этой жизненной ситуации оказался проигравшим.

  8. Надежда

    Рассказ актуален и сегодня. Сколько таких «Глебов» и «Журавлевых» встречается в нашей жизни! Шукшин — мастер психологического портрета.