Суд по делу о сгоревшей бане в рассказе Шукшина «Суд»

Суд по делу о сгоревшей бане в рассказе Шукшина "Суд" Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа Шукшина «Суд»

Рассказ повествует о судебном разбирательстве между Ефимом Валиковым и его соседкой Аллой Гребенщиковой.​ Ефим подал в суд из-за того, что Алла по неосторожности сожгла его баню, разводя навоз для парника.​

Причина иска

Пимокат Ефим Валиков подал в суд на свою новую соседку, Аллу Гребенщикову, из-за сгоревшей бани.​ Причиной пожара послужила неосторожность Аллы.​ Она решила разбить парник у стены бани Ефима, которая выходила в ее огород.

Для скорейшего прогревания навоза Алла подожгла его снизу паяльной лампой.​ Огонь перекинулся на деревянную стену бани, что привело к пожару.​ В результате сгорела не только новая баня Ефима, но и другие постройки⁚ сарай, кизяки, плетень.​

Главной причиной иска стало нежелание Аллы признавать свою вину. Она уверяла всех, что навоз самовозгорелся.​ Ефима возмутило нежелание соседки идти на мировую и ее попытки выставить его дураком.

Поведение сторон на суде

На суде Ефим чувствовал себя неуверенно, как «курва с котелком», ведь в деревне не одобрялось выносить подобные соседские конфликты на суд общественности.​ Он нервничал и даже не надел протез, чтобы подчеркнуть свою инвалидность и вызвать сочувствие.​

Алла, напротив, держалась самоуверенно и гордо.​ Она не поприветствовала Ефима и всем своим видом показывала пренебрежение.​ На вопросы судьи отвечала хладнокровно, настаивая на версии самовозгорания навоза и ссылаясь на научные данные.

Ефим же, будучи человеком простым, не подготовился к защите, а потому пытался апеллировать к здравому смыслу и собственному опыту.​ Он утверждал, что за всю жизнь ни разу не сталкивался со случаями самовозгорания навоза.​

В целом, поведение сторон на суде отражало их характеры⁚ простота и прямолинейность Ефима противопоставлялись хладнокровию и расчетливости Аллы.

Решение суда и дальнейшие действия Ефима

Судья, молодой и проницательный мужчина, быстро понял суть конфликта.​ Он не стал углубляться в научные обоснования самовозгорания навоза, а обратил внимание на очевидную несправедливость ситуации и нежелание Аллы уладить конфликт мирно.​

Судья уличил Аллу в обмане, указав на нелепость ее объяснений. Он призвал ее к совести и предложил решить вопрос по-человечески – возместить Ефиму ущерб.​

Ефим, тронутый таким отношением, назвал заниженную стоимость сгоревшего имущества, предложив в качестве компенсации две машины леса и восемьдесят рублей на оплату работы плотника. Судья поддержал это предложение.​

Решение суда и поведение судьи вызвали у Ефима прилив радости и желания отблагодарить справедливого человека.​ Он поспешил домой, чтобы поделиться новостями с женой и отнести судье гостинец – кусок деревенского сала.​

Поступок Ефима после суда

Обрадованный справедливым решением суда и, особенно, поведением судьи, Ефим поспешил домой.​ По дороге он размышлял о том, как много в жизни «дерьма» только потому, что люди разучились отвечать добром на добро. Ему не хотелось, чтобы и в этот раз вышло так же.​

Дома, под влиянием выпитого и нахлынувших эмоций, Ефим решил отнести судье гостинец – кусок хорошего деревенского сала с мясом.​ Жена поддержала его, посоветовав выбрать сало получше.​ Ефим отправился в сельсовет, предвкушая, как обрадуется судья такому подарку.​

Он был уверен, что судья – человек простой, «из народа», и не откажется от такого гостинца. Ефим искренне хотел отблагодарить человека, который помог ему восстановить справедливость. Он не видел в своем поступке ничего предосудительного, ведь это был не подкуп, а просто жест доброй воли от чистого сердца.​

Реакция судьи

Ефим, довольный собой, застал судью еще в сельсовете.​ Он с радостью продемонстрировал ему припасенный гостинец – большой кусок сала с мяском, приговаривая, что для городских это самый лучший подарок.

Однако реакция судьи оказалась совершенно неожиданной.​ Он резко оборвал Ефима, приказав убрать сало и уйти.​ Судья был явно напуган и разгневан поступком Ефима, приняв его за попытку дать взятку.​

Ефим, опешив от такой реакции, не сразу понял, что произошло.​ Он растерянно остался стоять с салом в руках, не зная, что делать.​ Судья же, хлопнув дверью, стремительно вышел, оставив Ефима в недоумении и растерянности.​

Простой и прямолинейный поступок Ефима, продиктованный самыми лучшими побуждениями, обернулся полным провалом. Он так и не понял, что нарушил неписанные правила, разделяющие мир закона и мир простых человеческих отношений.

Коротко о главных персонажах

Ефим Валиков – простой деревенский житель, пимокат.​ Он инвалид войны, ходит на протезе, но в нем чувствуется внутренняя сила и достоинство.​ Ефим прямолинеен, бесхитростен, не привык ходить огородами, предпочитая решать вопросы открыто.​ Он живет по законам чести и совести, поэтому не понимает поведения Аллы, которая пытается выставить его дураком.​ Ефим обижен и уязвлен, но не злопамятен. Получив справедливую компенсацию, он готов простить соседку, но его импульсивный поступок с салом показывает, что он не всегда способен адекватно оценить ситуацию и поведение людей из «другого мира».

Алла Гребенщикова – молодая женщина, городская жительница, недавно переехавшая в деревню.​ Она образована, уверена в себе, но при этом хладнокровна, расчетлива и высокомерна. Алла стремится во всем следовать букве закона, но при этом лишена простых человеческих качеств⁚ сочувствия, сопереживания, ответственности за свои поступки.​ Она с легкостью обманывает окружающих, пытаясь выставить себя невиновной. Ее не волнуют чувства пострадавшего соседа, она думает только о собственной выгоде и репутации.​

Судья – молодой мужчина, усталый от жизни и работы. Несмотря на профессиональную черствость, он сохранил живость ума, наблюдательность и стремление к справедливости.​ Судья быстро разбирается в ситуации и принимает верное решение, основываясь не только на буквальном толковании закона, но и на здравом смысле и человечности.​ Однако он четко разделяет личный и профессиональный миры, поэтому воспринимает поступок Ефима как попытку дать взятку и реагирует соответственно.

Краткий вывод

Рассказ Василия Шукшина «Суд» – это история о столкновении двух миров⁚ мира простых людей, живущих по законам совести и взаимовыручки, и мира формального права, где главное – соблюдение буквы закона, а не его духа.​

Автор не дает однозначной оценки поступкам своих героев.​ С одной стороны, мы видим простого мужика Ефима, ставшего жертвой безответственности и высокомерия городской жительницы.​ Справедливость восстанавливается благодаря здравому смыслу и человечности судьи, который не остается равнодушным к проблеме простого человека.​

С другой стороны, финальная сцена с неудачной попыткой Ефима отблагодарить судью заставляет задуматься о том, насколько хрупкой и условной может быть эта самая справедливость.​ Поступок Ефима, продиктованный искренней благодарностью, в мире формального права воспринимается как преступление – попытка дать взятку.​

Таким образом, Шукшин поднимает в своем рассказе важные нравственные проблемы⁚ противоречие между буквой закона и справедливостью, конфликт городской и деревенской культур, сложность человеческих взаимоотношений.​ Автор не дает готовых ответов, но заставляет читателя задуматься над этими вопросами и самостоятельно искать на них ответы.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Очень жизненно описан суд. Сразу представляешь себе эту атмосферу, неловкость Ефима и самоуверенность Аллы.

  2. Ирина

    Грустная история, но с юмором. Жаль, что Ефим так и не получил компенсацию за баню.

  3. Михаил

    Шукшин как всегда на высоте! В маленьком рассказе уместил и драму, и комедию, и глубокий социальный подтекст. Заставляет задуматься о том, как важно уметь договариваться и находить компромиссы.

  4. Дмитрий

    Замечательный рассказ! Шукшин мастерски показывает столкновение простого и сложного, деревенского и городского укладов.

  5. Екатерина

    Интересный рассказ! Типичная ситуация для деревни, где люди суд стараются обходить стороной. Хорошо показаны характеры героев, особенно Ефима — простого мужика, который не привык к подобным разбирательствам.