Тема маленького человека в повести Шинель Н.В. Гоголя

Тема маленького человека в повести Шинель Н.В. Гоголя Краткие пересказы

Петербургские повести Н.​В. Гоголя ─ яркое явление русской литературы XIX века.​ В центре внимания — жизнь простого человека в большом городе, его борьба с несправедливостью и равнодушием.​ Одной из самых пронзительных в этом цикле является повесть «Шинель».​

История создания и место повести «Шинель» в творчестве Н.​В. Гоголя

Повесть «Шинель» занимает особое место в творчестве Н.​В. Гоголя.​ Она входит в цикл «Петербургские повести», где автор обращается к изображению жизни столицы Российской империи, ее обитателей, их судеб и характеров.​ Идея произведения возникла у Гоголя под впечатлением от реальной истории, рассказанной ему одним из его знакомых.​ В основе сюжета лежал анекдот о мелком чиновнике, который долго копил на новое ружье, но, едва успев приобрести его, утопил во время охоты.​

Гоголь увидел в этом незамысловатом рассказе глубокий социальный и философский смысл.​ Он решил показать трагедию «маленького человека», его беззащитность перед лицом равнодушного и жестокого мира.​ Работа над повестью велась в период с 1840 по 1842 год.​ За это время Гоголь неоднократно перерабатывал текст, стремясь к максимальной выразительности и точности в изображении характеров и обстоятельств.

«Шинель» стала одним из последних произведений Гоголя, написанных в реалистической манере.​ В дальнейшем его творчество приобретает все более мистический и гротескный характер.​ Однако и в «Шинели», несмотря на внешнюю простоту сюжета, присутствуют элементы фантастики и гротеска, особенно ярко проявляющиеся в финале произведения.​

Повесть «Шинель» оказала огромное влияние на развитие русской литературы.​ Она положила начало целому направлению, посвященному изображению жизни «маленького человека» и его борьбы за свое право на достойное существование.​ К теме «маленького человека» обращались в своих произведениях Ф.​М.​ Достоевский, А.​П.​ Чехов, М.​ Горький и другие писатели.

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина и его судьба

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести «Шинель» и один из самых ярких образов «маленького человека» в русской литературе.​ Это мелкий чиновник, титулярный советник, живущий в бедном районе Петербурга. Его жизнь сера и однообразна⁚ изо дня в день он переписывает бумаги в департаменте, не получая ни признания, ни уважения со стороны окружающих.​ Коллеги подшучивают над ним, начальство не замечает его стараний.​

Акакий Акакиевич замкнут, нерешителен, он привык довольствоваться малым и не ждет от жизни ничего, кроме привычной рутины.​ Единственная радость для него, его работа, которую он выполняет с невероятным усердием и даже любовью.​ Даже дома, в свободное время, он переписывает бумаги, настолько сильно он увлечен своим делом.​

Внешность Башмачкина столь же неприметна, как и его жизнь.​ Он невысок, худощав, с редкими, рыжеватыми волосами.​ На лице его всегда выражение какой-то унылой робости, как будто он постоянно боится сделать что-то не так. Однако за этой внешней серостью и незаметностью скрывается душа ранимого и мечтательного человека.​

Судьба Акакия Акакиевича трагична. Появление в его жизни новой шинели сначала вселяет в него надежду на перемены к лучшему, но вскоре эта надежда оборачивается еще большим горем.​ Утрата шинели становится для него настоящей катастрофой, которая подрывает его и без того хрупкое здоровье и приводит к смерти.​

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — это обвинение обществу, которое губит и уничтожает «маленьких людей», не давая им права на достойную жизнь.​ Гоголь показывает, что даже самый незаметный человек достоин сострадания и уважения.​

Тема маленького человека в повести «Шинель»

Тема «маленького человека» является одной из центральных в повести «Шинель» и в целом в творчестве Н.В.​ Гоголя.​ «Маленький человек» — это тип литературного героя, характерный для русской литературы XIX века.​ Это, как правило, мелкий чиновник, бедный и незначительный в глазах общества.​ Он забит жизнью, робок, нерешителен, но при этом способен на глубокие чувства и переживания.​

В «Шинели» Гоголь с невероятной пронзительностью и состраданием изображает трагедию «маленького человека» на примере судьбы Акакия Акакиевича Башмачкина.​ Акакий Акакиевич, типичный представитель своего класса⁚ он беден, никому не заметен, не имеет ни семьи, ни друзей.​ Единственная его радость — работа, которой он посвящает всю свою жизнь.​

Гоголь показывает, что даже у такого, казалось бы, ничтожного человека есть свои мечты и желания.​ Для Акакия Акакиевича такой мечтой становится новая шинель.​ Однако общество, в котором он живет, жестоко и безразлично к его мечтам.​ Утрата шинели становится для Башмачкина настоящей катастрофой, которая губит его.​

Через образ Акакия Акакиевича Гоголь обличает бесчеловечность и несправедливость социального устройства, в котором человек человеку — волк.​ Писатель показывает, что «маленькие люди» также достойны сострадания и уважения, а их трагедии не менее значимы, чем трагедии «великих» людей.​

Тема «маленького человека», поднятая Гоголем в «Шинели», получила широкое развитие в русской литературе.​ К ней обращались Ф.​М.​ Достоевский, А.​П.​ Чехов, М.​ Горький и другие писатели, продолжившие традицию изображения трагической судьбы «маленького человека» в жестоком и равнодушном мире.

Сюжет повести «Шинель»⁚ от мечты к краху

Сюжет повести «Шинель» строится вокруг истории Акакия Акакиевича Башмачкина, мелкого петербургского чиновника, чья жизнь круто меняется с появлением мечты о новой шинели.​ Старая шинель Акакия пришла в полную непригодность, и суровая петербургская зима безжалостно напоминает ему об этом. Новая шинель становится для Башмачкина не просто предметом одежды, а символом лучшей жизни, мечтой, к которой он упорно стремится.

Чтобы накопить нужную сумму, Акакий Акакиевич подвергает себя жесточайшей экономии. Он отказывается от чая по вечерам, не зажигает свечей, старается меньше ходить по улице, чтобы не изнашивать сапоги и платье.​ Наконец, после долгих месяцев лишений, шинель готова.​

Этот день становится для Акакия Акакиевича настоящим праздником.​ Он преображается, чувствует себя увереннее, даже коллеги обращают на него больше внимания, чем обычно. Однако счастье Башмачкина оказывается недолгим.​

Возвращаясь домой после торжественного вечера в честь новой шинели, Акакий Акакиевич подвергается нападению и лишается своей драгоценной вещи.​ Эта утрата становится для него настоящим ударом, который он оказывается не в силах пережить.

Акакий Акакиевич пытается найти свою шинель, обращается в полицию, к «значительному лицу», но все его попытки оказываются тщетными.​ Отчаяние и холод подрывают его здоровье, и вскоре Акакий Акакиевич умирает.​

Так трагически обрывается жизнь «маленького человека», все мечты которого разбиваются о равнодушие и жестокость окружающего мира.​

Коротко о главных персонажах

В повести «Шинель» немного действующих лиц, но каждое из них играет важную роль в раскрытии сюжета и центральной темы произведения.​

Акакий Акакиевич Башмачкин

Главный герой повести, мелкий чиновник, титулярный советник.​ Всю свою жизнь он посвящает службе, находя в ней единственную радость и смысл. Акакий Акакиевич ─ человек тихий, незаметный, привыкший довольствоваться малым.​ Он не ждет от жизни ничего особенного, его вполне устраивает размеренный, рутинный порядок.​ Башмачкин не отличается привлекательной внешностью⁚ он невысок, худ, с редкими рыжеватыми волосами.​ Коллеги видят в нем странного чудака и часто подшучивают над ним.​

Новая шинель становится для Акакия Акакиевича не просто вещью, а настоящей мечтой, символом лучшей жизни.​ Ради ее приобретения он готов на любые лишения и жертвы.​ Однако жестокий мир, в котором он живет, не оставляет ему шанса на счастье. Утрата шинели становится для Башмачкина настоящей катастрофой, которая приводит его к гибели.

«Значительное лицо»

Высокопоставленный чиновник, к которому Акакий Акакиевич обращается за помощью после кражи шинели. Гоголь не дает ему имени, подчеркивая тем самым типичность этого образа. «Значительное лицо» ─ яркий представитель бюрократической системы, холодной и бездушной.​ Он привык к власти и почитанию, не замечает «маленьких людей» и их проблем.​

Встреча с «значительным лицом» становится для Башмачкина роковой. Вместо помощи и сочувствия он встречает лишь равнодушие и грубость.​ Этот эпизод ярко демонстрирует несправедливость социального устройства, в котором власть имущие остаются глухи к бедам простых людей.

Григорий Петрович

Портной, который шьет Акакию Акакиевичу новую шинель.​ Это мастер своего дела, но при этом любитель выпить.​ Григорий Петрович предстает в повести как образ неоднозначный.​ С одной стороны, он проявляет сочувствие к Башмачкину, стараясь сшить ему шинель как можно лучше.​ С другой стороны, он не упускает возможности «нажиться» на своем несчастном клиенте.​

Другие персонажи

В повести также действуют коллеги Акакия Акакиевича по службе, его квартирная хозяйка, случайные прохожие.​ Все они предстают как безликая масса, равнодушная к судьбе «маленького человека».​

Краткий вывод

Повесть Н.В.​ Гоголя «Шинель», входящая в цикл «Петербургские повести», — это пронзительная история о трагической судьбе «маленького человека» в большом бездушном городе.​ На примере Акакия Акакиевича Башмачкина, мелкого чиновника, живущего в мире своих скромных мечтаний, автор показывает, как равнодушие и жестокость общества могут сломать даже самую незаметную и тихую жизнь.​

Сюжет повести прост, но финал производит неизгладимое впечатление.​ Мечта о новой шинели, которая сначала вселяет в Акакия Акакиевича надежду на лучшую жизнь, становится причиной его гибели.​ Утратив шинель, Башмачкин теряет все, что придавало смысл его существованию.

Гоголь мастерски изображает атмосферу Петербурга, холодного, чужого, подавляющего своей величественностью «маленького человека».​ Город становится в повести не просто местом действия, а самостоятельным персонажем, символом бездушной бюрократической машины.​

«Шинель», это не только социальная драма, но и философская притча о смысле жизни и смерти, о цене человеческой личности.​ Гоголь заставляет читателя задуматься о том, как важно оставаться человеком в любых жизненных обстоятельствах, не проходить мимо чужой боли и страданий.​

Повесть «Шинель» оказала огромное влияние на развитие русской литературы.​ Она стала одним из первых произведений, в котором так ярко и пронзительно была поднята тема «маленького человека» и его трагической судьбы.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна Сидорова

    Тема «маленького человека» актуальна и в наши дни. Гоголь создал произведение на все времена.

  2. Елена Смирнова

    Интересно было узнать о реальной истории, которая легла в основу повести. Гоголь гениально преобразовал ее в литературный шедевр.

  3. Иван Иванов

    Всегда поражался мастерству Гоголя в описании Петербурга. Атмосфера передана просто невероятно!

  4. Светлана Морозова

    «Шинель» — одно из самых сильных произведений русской литературы. Читать обязательно!

  5. Алексей Новиков

    Повесть заставляет задуматься о несправедливости и равнодушии в мире. Актуально и по сей день.

  6. Михаил Попов

    Гоголь — мастер слова! Его язык неподражаем, а образы героев запоминаются надолго.

  7. Дмитрий Кузнецов

    Финал «Шинели» до сих пор вызывает споры. Мистика или реальность? Каждый решает сам.

  8. Ольга Петрова

    Потрясающий анализ! Гоголь гениально показал трагедию маленького человека в мире равнодушия.

  9. Наталья Лебедева

    Образ Акакия Акакиевича вызывает сочувствие и грусть. Гоголь мастерски передал его внутренний мир.