В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин размышляет о значении поэзии и своего места в ней. Он утверждает‚ что его стихи переживут его самого и принесут ему бессмертие в памяти народа.
История создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»‚ более известное как «Памятник»‚ было написано А.С. Пушкиным в 1836 году‚ всего за несколько месяцев до его трагической гибели. Это произведение стало своеобразным поэтическим завещанием поэта‚ его размышлением о собственной судьбе и месте в истории русской литературы.
К созданию подобного рода стихотворений поэтов подталкивала не только жажда славы‚ но и определенная традиция‚ восходящая к творениям античных авторов. В основе пушкинского «Памятника» лежит ода Горация «К Мельпомене»‚ в которой римский поэт также размышляет о бессмертии‚ даруемом поэтическим творчеством. Пушкин был знаком не только с оригиналом оды Горация‚ но и с ее многочисленными переложениями‚ созданными как европейскими‚ так и русскими поэтами.
Важно отметить‚ что 1836 год был для Пушкина очень сложным периодом. Он сталкивался с травлей в прессе‚ цензурными запретами на публикацию своих произведений‚ финансовыми трудностями‚ непониманием со стороны светского общества и даже охлаждением со стороны некоторых друзей. В таких условиях размышления о бренности человеческой жизни и вечности истинного искусства приобретали для Пушкина особое значение.
Черновик стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» был обнаружен В.А. Жуковским уже после смерти Пушкина. Это свидетельствует о том‚ что поэт придавал своему «завещанию» большое значение и тщательно работал над его формой. Несмотря на трагические обстоятельства жизни‚ Пушкин смог найти в себе силы подняться над сиюминутными невзгодами и заявить о непреходящей ценности своего творческого наследия.
Тема памятника в русской поэзии (от Горация до Державина)
Тема памятника‚ воздвигнутого не из камня или металла‚ а из созданных поэтом строк‚ имеет давнюю традицию‚ восходящую еще к античной литературе. Родоначальником этой темы по праву считается римский поэт Квинт Гораций Флакк‚ чья ода «К Мельпомене» (известная также как «Exegi monumentum») стала образцом для подражания многими поколениями поэтов.
В своей оде Гораций провозглашает‚ что создал себе вечный памятник своим творчеством‚ который превзойдет в своей долговечности египетские пирамиды. Он уверен‚ что слава его имени переживет века и достигнет самых отдаленных уголков земли. При этом Гораций подчеркивает‚ что бессмертие ему дарует не знатное происхождение или богатство‚ а именно поэтический дар.
Тема «памятника нерукотворного» получила развитие и в русской поэзии. Одним из ярких ее интерпретаторов стал Гавриил Романович Державин‚ создавший в 1795 году стихотворение «Памятник»‚ которое является вольным переложением оды Горация. Державин‚ как и его предшественник‚ утверждает‚ что его поэзия переживет его самого и прославит его имя в веках. Однако русский поэт делает акцент не столько на собственной славе‚ сколько на заслугах перед отечеством‚ которые он воспевал в своих стихах.
Таким образом‚ к моменту создания пушкинского «Памятника» тема «нерукотворного монумента» уже прочно вошла в русскую поэтическую традицию. Пушкин‚ безусловно‚ был знаком с произведениями Горация и Державина‚ однако его стихотворение не является простым подражанием своим предшественникам. Пушкин создает оригинальное произведение‚ в котором переосмысляет тему поэтического бессмертия и наделяет ее новым глубоким смыслом.
Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ౼ это не просто декларация о собственной славе‚ а глубокое философское размышление о месте поэта и поэзии в жизни общества. Пушкин‚ следуя традиции‚ обращается к мотиву «нерукотворного памятника»‚ но наполняет его новым содержанием.
Уже с первых строк Пушкин заявляет о непокорности своего памятника‚ который «вознесся выше... Александрийского столпа». Это не только метафора творческого величия‚ но и смелое заявление о независимости поэзии от сиюминутной политической конъюнктуры. Пушкин верит‚ что его стихи переживут не только его самого‚ но и любые политические режимы.
Особое внимание поэт уделяет народности своего творчества. Он верит‚ что его стихи найдут отклик в сердцах людей разных национальностей‚ составлявших огромную Российскую империю. Пушкин обращается не к узкому кругу аристократов‚ а ко всему народу‚ видя в нем главного ценителя и хранителя своего поэтического наследия.
В чем же Пушкин видит залог своего бессмертия? Не в восхвалении сильных мира сего‚ а в верности идеалам свободы‚ гуманизма и добра. Он верит‚ что его стихи пробудят в людях «чувства добрые»‚ научат ценить свободу и сострадать слабым. Именно в этом нравственном потенциале своей поэзии Пушкин видит главную ценность своего творчества.
Заканчивается стихотворение призывом к музе быть верной своему предназначению‚ не бояться ни клеветы‚ ни людской молвы. В этих строках звучит уверенность в своей правоте‚ в том‚ что настоящее искусство всегда подвергается испытанию временем и в конечном итоге выдерживает его.
Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – это не просто дань поэтической традиции‚ а глубокое философское размышление о предназначении поэта и силе искусства. Обращаясь к мотиву «нерукотворного памятника»‚ Пушкин наполняет его новым‚ актуальным для своего времени содержанием.
Пушкин верит‚ что его стихи переживут его самого и будут жить в веках‚ передаваясь из поколения в поколение. Однако источником этого бессмертия является не лесть сильным мира сего‚ а верность вечным идеалам гуманизма‚ свободы и добра. Именно в пробуждении «чувств добрых» в сердцах людей поэт видит главную ценность и залог долговечности своего творчества.
Важно отметить‚ что Пушкин обращается не к узкому кругу избранных ценителей‚ а ко всему народу‚ видя в нем главного хранителя своего поэтического наследия. Он верит‚ что его стихи будут близки и понятны людям разных национальностей‚ составлявших огромную Российскую империю.
Сегодня‚ спустя почти два столетия после создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»‚ мы можем с уверенностью сказать‚ что пророчество Пушкина сбылось. Его произведения стали неотъемлемой частью русской культуры‚ их изучают в школах‚ по ним ставят спектакли‚ снимают фильмы. Стихи Пушкина переведены на десятки языков мира и продолжают волновать сердца читателей разных стран и континентов.
Коротко о главных персонажах
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» можно выделить двух главных «персонажей»⁚ лирического героя и Музу.
Лирический герой
Лирический герой – это сам поэт‚ Александр Сергеевич Пушкин‚ но не в биографическом‚ а в художественном смысле. Это собирательный образ творца‚ осознающего свое высокое предназначение и силу своего слова.
- Уверен в своем бессмертии⁚ Лирический герой не сомневается‚ что его стихи переживут века и принесут ему славу‚ которая превзойдет славу царей и полководцев. Он сравнивает свой «нерукотворный памятник» с Александрийским столпом‚ символом земной власти‚ и утверждает‚ что его творение превзойдет этот монумент по своей долговечности и величию.
- Обращается к народу⁚ В отличие от многих своих предшественников‚ воспевавших могущество императоров и величие дворянства‚ Пушкин видит в народе главного хранителя и ценителя своего творчества. Он верит‚ что его стихи будут близки и понятны людям разных сословий и национальностей.
- Верен идеалам добра и свободы⁚ Лирический герой не ищет славы ради славы. Он верит‚ что его поэзия способна делать мир лучше‚ пробуждая в людях «чувства добрые»‚ уча их ценить свободу и сострадать слабым.
Муза
Муза – это традиционный образ в поэзии‚ олицетворяющий источник вдохновения. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Муза присутствует не только как абстрактное понятие‚ но и как конкретный адресат‚ к которому обращается лирический герой.
- Верная спутница⁚ Муза – это не случайная гостья‚ а верная спутница поэта‚ которая всегда рядом с ним‚ в часы творчества и в минуты жизненных испытаний.
- Хранительница истинных ценностей⁚ Лирический герой призывает Музу быть верной своему предназначению‚ не бояться клеветы и несправедливых нападок. В этих словах звучит уверенность в том‚ что настоящее искусство всегда проходит проверку временем.
Таким образом‚ несмотря на кажущуюся простоту сюжета‚ стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» населено яркими художественными образами‚ которые помогают глубже раскрыть главную идею произведения – идею о высоком предназначении поэта и бессмертии подлинного искусства.
Краткий вывод
Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – это не просто декларация о собственной славе‚ а глубокое философское размышление о месте поэта и поэзии в жизни общества. Пушкин‚ обращаясь к традиционному мотиву «нерукотворного памятника»‚ наполняет его новым содержанием‚ актуальным для своего времени и для будущих поколений.
Лирический герой стихотворения – сам поэт‚ но не в биографическом‚ а в художественном смысле. Это собирательный образ творца‚ осознающего своё высокое предназначение и силу слова. Он уверен‚ что его стихи переживут века и принесут ему славу‚ которая превзойдет славу царей и полководцев. И источником этого бессмертия является не лесть сильным мира сего‚ а верность вечным идеалам гуманизма‚ свободы и добра.
Пушкин верит в народ как в главного ценителя и хранителя своего поэтического наследия. Он обращается не к узкому кругу аристократов‚ а ко всему народу‚ видя в нем залог будущего русской культуры. Именно в этом демократизме‚ в вере в нравственную силу своего народа заключается новаторство Пушкина.
Сегодня‚ спустя почти два столетия после создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»‚ мы можем с уверенностью сказать‚ что пророчество Пушкина сбылось. Его произведения стали неотъемлемой частью русской культуры‚ их изучают в школах‚ по ним ставят спектакли‚ снимают фильмы. Стихи Пушкина переведены на десятки языков мира и продолжают волновать сердца читателей разных стран и континентов.
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ー это не только итог творческого пути Пушкина‚ но и своего рода наказ потомкам‚ призыв к творцам быть верными своему призванию‚ не бояться трудностей и всегда помнить о своей высокой миссии.
Тема памятника в русской поэзии очень интересна. Хотелось бы больше узнать о том, как ее развивали другие поэты.
Тяжелая судьба Пушкина в последние годы жизни делает это стихотворение еще более пронзительным. Он словно предчувствовал свой уход.
Трогательно, что даже в сложный период жизни Пушкин находил в себе силы творить и верить в свое предназначение.
Стихотворение «Памятник» — это не просто размышления о смерти, но и гимн поэзии, вере в ее силу и бессмертие.
Интересно было узнать о влиянии Горация на творчество Пушкина. «К Мельпомене» тоже сильное произведение.
Всегда поражалась, как Пушкин мог так точно и емко выражать свои мысли. «Памятник» — яркий пример его гениальности.
Интересно, как Пушкин использует образ памятника не в прямом смысле, а как метафору своего творчества. Очень символично!