Тема памятника в лирике: от Горация до Пушкина

Тема памятника в лирике: от Горация до Пушкина Краткие пересказы

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин размышляет о значении поэзии и своего места в ней. Он утверждает‚ что его стихи переживут его самого и принесут ему бессмертие в памяти народа.​

История создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»‚ более известное как «Памятник»‚ было написано А.​С. Пушкиным в 1836 году‚ всего за несколько месяцев до его трагической гибели.​ Это произведение стало своеобразным поэтическим завещанием поэта‚ его размышлением о собственной судьбе и месте в истории русской литературы.​

К созданию подобного рода стихотворений поэтов подталкивала не только жажда славы‚ но и определенная традиция‚ восходящая к творениям античных авторов. В основе пушкинского «Памятника» лежит ода Горация «К Мельпомене»‚ в которой римский поэт также размышляет о бессмертии‚ даруемом поэтическим творчеством. Пушкин был знаком не только с оригиналом оды Горация‚ но и с ее многочисленными переложениями‚ созданными как европейскими‚ так и русскими поэтами.

Важно отметить‚ что 1836 год был для Пушкина очень сложным периодом.​ Он сталкивался с травлей в прессе‚ цензурными запретами на публикацию своих произведений‚ финансовыми трудностями‚ непониманием со стороны светского общества и даже охлаждением со стороны некоторых друзей.​ В таких условиях размышления о бренности человеческой жизни и вечности истинного искусства приобретали для Пушкина особое значение.

Черновик стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» был обнаружен В.​А.​ Жуковским уже после смерти Пушкина.​ Это свидетельствует о том‚ что поэт придавал своему «завещанию» большое значение и тщательно работал над его формой.​ Несмотря на трагические обстоятельства жизни‚ Пушкин смог найти в себе силы подняться над сиюминутными невзгодами и заявить о непреходящей ценности своего творческого наследия.​

Тема памятника в русской поэзии (от Горация до Державина)

Тема памятника‚ воздвигнутого не из камня или металла‚ а из созданных поэтом строк‚ имеет давнюю традицию‚ восходящую еще к античной литературе. Родоначальником этой темы по праву считается римский поэт Квинт Гораций Флакк‚ чья ода «К Мельпомене» (известная также как «Exegi monumentum») стала образцом для подражания многими поколениями поэтов.​

В своей оде Гораций провозглашает‚ что создал себе вечный памятник своим творчеством‚ который превзойдет в своей долговечности египетские пирамиды.​ Он уверен‚ что слава его имени переживет века и достигнет самых отдаленных уголков земли. При этом Гораций подчеркивает‚ что бессмертие ему дарует не знатное происхождение или богатство‚ а именно поэтический дар.​

Тема «памятника нерукотворного» получила развитие и в русской поэзии.​ Одним из ярких ее интерпретаторов стал Гавриил Романович Державин‚ создавший в 1795 году стихотворение «Памятник»‚ которое является вольным переложением оды Горация.​ Державин‚ как и его предшественник‚ утверждает‚ что его поэзия переживет его самого и прославит его имя в веках.​ Однако русский поэт делает акцент не столько на собственной славе‚ сколько на заслугах перед отечеством‚ которые он воспевал в своих стихах.​

Таким образом‚ к моменту создания пушкинского «Памятника» тема «нерукотворного монумента» уже прочно вошла в русскую поэтическую традицию.​ Пушкин‚ безусловно‚ был знаком с произведениями Горация и Державина‚ однако его стихотворение не является простым подражанием своим предшественникам.​ Пушкин создает оригинальное произведение‚ в котором переосмысляет тему поэтического бессмертия и наделяет ее новым глубоким смыслом.​

Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ౼ это не просто декларация о собственной славе‚ а глубокое философское размышление о месте поэта и поэзии в жизни общества.​ Пушкин‚ следуя традиции‚ обращается к мотиву «нерукотворного памятника»‚ но наполняет его новым содержанием.​

Уже с первых строк Пушкин заявляет о непокорности своего памятника‚ который «вознесся выше.​.​.​ Александрийского столпа». Это не только метафора творческого величия‚ но и смелое заявление о независимости поэзии от сиюминутной политической конъюнктуры. Пушкин верит‚ что его стихи переживут не только его самого‚ но и любые политические режимы.​

Особое внимание поэт уделяет народности своего творчества.​ Он верит‚ что его стихи найдут отклик в сердцах людей разных национальностей‚ составлявших огромную Российскую империю.​ Пушкин обращается не к узкому кругу аристократов‚ а ко всему народу‚ видя в нем главного ценителя и хранителя своего поэтического наследия.​

В чем же Пушкин видит залог своего бессмертия? Не в восхвалении сильных мира сего‚ а в верности идеалам свободы‚ гуманизма и добра. Он верит‚ что его стихи пробудят в людях «чувства добрые»‚ научат ценить свободу и сострадать слабым. Именно в этом нравственном потенциале своей поэзии Пушкин видит главную ценность своего творчества.

Заканчивается стихотворение призывом к музе быть верной своему предназначению‚ не бояться ни клеветы‚ ни людской молвы.​ В этих строках звучит уверенность в своей правоте‚ в том‚ что настоящее искусство всегда подвергается испытанию временем и в конечном итоге выдерживает его.

Стихотворение А.​С.​ Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – это не просто дань поэтической традиции‚ а глубокое философское размышление о предназначении поэта и силе искусства.​ Обращаясь к мотиву «нерукотворного памятника»‚ Пушкин наполняет его новым‚ актуальным для своего времени содержанием.​

Пушкин верит‚ что его стихи переживут его самого и будут жить в веках‚ передаваясь из поколения в поколение.​ Однако источником этого бессмертия является не лесть сильным мира сего‚ а верность вечным идеалам гуманизма‚ свободы и добра.​ Именно в пробуждении «чувств добрых» в сердцах людей поэт видит главную ценность и залог долговечности своего творчества.

Важно отметить‚ что Пушкин обращается не к узкому кругу избранных ценителей‚ а ко всему народу‚ видя в нем главного хранителя своего поэтического наследия.​ Он верит‚ что его стихи будут близки и понятны людям разных национальностей‚ составлявших огромную Российскую империю.​

Сегодня‚ спустя почти два столетия после создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»‚ мы можем с уверенностью сказать‚ что пророчество Пушкина сбылось.​ Его произведения стали неотъемлемой частью русской культуры‚ их изучают в школах‚ по ним ставят спектакли‚ снимают фильмы. Стихи Пушкина переведены на десятки языков мира и продолжают волновать сердца читателей разных стран и континентов.​

Коротко о главных персонажах

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» можно выделить двух главных «персонажей»⁚ лирического героя и Музу.​

Лирический герой

Лирический герой – это сам поэт‚ Александр Сергеевич Пушкин‚ но не в биографическом‚ а в художественном смысле.​ Это собирательный образ творца‚ осознающего свое высокое предназначение и силу своего слова.​

  • Уверен в своем бессмертии⁚ Лирический герой не сомневается‚ что его стихи переживут века и принесут ему славу‚ которая превзойдет славу царей и полководцев.​ Он сравнивает свой «нерукотворный памятник» с Александрийским столпом‚ символом земной власти‚ и утверждает‚ что его творение превзойдет этот монумент по своей долговечности и величию.​
  • Обращается к народу⁚ В отличие от многих своих предшественников‚ воспевавших могущество императоров и величие дворянства‚ Пушкин видит в народе главного хранителя и ценителя своего творчества.​ Он верит‚ что его стихи будут близки и понятны людям разных сословий и национальностей.​
  • Верен идеалам добра и свободы⁚ Лирический герой не ищет славы ради славы.​ Он верит‚ что его поэзия способна делать мир лучше‚ пробуждая в людях «чувства добрые»‚ уча их ценить свободу и сострадать слабым.​

Муза

Муза – это традиционный образ в поэзии‚ олицетворяющий источник вдохновения.​ В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Муза присутствует не только как абстрактное понятие‚ но и как конкретный адресат‚ к которому обращается лирический герой.​

  • Верная спутница⁚ Муза – это не случайная гостья‚ а верная спутница поэта‚ которая всегда рядом с ним‚ в часы творчества и в минуты жизненных испытаний.
  • Хранительница истинных ценностей⁚ Лирический герой призывает Музу быть верной своему предназначению‚ не бояться клеветы и несправедливых нападок.​ В этих словах звучит уверенность в том‚ что настоящее искусство всегда проходит проверку временем.​

Таким образом‚ несмотря на кажущуюся простоту сюжета‚ стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» населено яркими художественными образами‚ которые помогают глубже раскрыть главную идею произведения – идею о высоком предназначении поэта и бессмертии подлинного искусства.

Краткий вывод

Стихотворение А.​С.​ Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – это не просто декларация о собственной славе‚ а глубокое философское размышление о месте поэта и поэзии в жизни общества. Пушкин‚ обращаясь к традиционному мотиву «нерукотворного памятника»‚ наполняет его новым содержанием‚ актуальным для своего времени и для будущих поколений.​

Лирический герой стихотворения – сам поэт‚ но не в биографическом‚ а в художественном смысле. Это собирательный образ творца‚ осознающего своё высокое предназначение и силу слова.​ Он уверен‚ что его стихи переживут века и принесут ему славу‚ которая превзойдет славу царей и полководцев.​ И источником этого бессмертия является не лесть сильным мира сего‚ а верность вечным идеалам гуманизма‚ свободы и добра.​

Пушкин верит в народ как в главного ценителя и хранителя своего поэтического наследия.​ Он обращается не к узкому кругу аристократов‚ а ко всему народу‚ видя в нем залог будущего русской культуры.​ Именно в этом демократизме‚ в вере в нравственную силу своего народа заключается новаторство Пушкина.​

Сегодня‚ спустя почти два столетия после создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»‚ мы можем с уверенностью сказать‚ что пророчество Пушкина сбылось.​ Его произведения стали неотъемлемой частью русской культуры‚ их изучают в школах‚ по ним ставят спектакли‚ снимают фильмы. Стихи Пушкина переведены на десятки языков мира и продолжают волновать сердца читателей разных стран и континентов.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ー это не только итог творческого пути Пушкина‚ но и своего рода наказ потомкам‚ призыв к творцам быть верными своему призванию‚ не бояться трудностей и всегда помнить о своей высокой миссии.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Тема памятника в русской поэзии очень интересна. Хотелось бы больше узнать о том, как ее развивали другие поэты.

  2. Мария

    Тяжелая судьба Пушкина в последние годы жизни делает это стихотворение еще более пронзительным. Он словно предчувствовал свой уход.

  3. Светлана

    Трогательно, что даже в сложный период жизни Пушкин находил в себе силы творить и верить в свое предназначение.

  4. Иван

    Стихотворение «Памятник» — это не просто размышления о смерти, но и гимн поэзии, вере в ее силу и бессмертие.

  5. Дмитрий

    Интересно было узнать о влиянии Горация на творчество Пушкина. «К Мельпомене» тоже сильное произведение.

  6. Елена

    Всегда поражалась, как Пушкин мог так точно и емко выражать свои мысли. «Памятник» — яркий пример его гениальности.

  7. Антон

    Интересно, как Пушкин использует образ памятника не в прямом смысле, а как метафору своего творчества. Очень символично!