Мамин-Сибиряк «Вертел»⁚ Краткий пересказ
В рассказе «Вертел» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк повествует о тяжелой судьбе мальчика-сироты Прошки‚ вынужденного работать в мастерской по огранке камней․ Прошка трудится с утра до ночи‚ вращая тяжелое колесо‚ за что и получает прозвище «Вертел»․
Тяжелая судьба Прошки
С первых страниц рассказа «Вертел» Мамин-Сибиряк погружает читателя в безрадостный мир двенадцатилетнего Прошки․ Мальчик — сирота‚ и тяжелый труд в мастерской по огранке драгоценных камней стал его единственной реальностью․ Автор с горечью описывает условия‚ в которых существует Прошка⁚ тесная‚ темная мастерская‚ пропитанная запахом пыли и масла‚ становится символом безысходности его положения․
Рабочий день Прошки бесконечен․ С утра до ночи он вращает тяжелое колесо‚ приводящее в движение шлифовальные круги․ Эта изнурительная работа‚ не по силам даже взрослому мужчине‚ отнимает у мальчика последние силы․ Не случайно за Прошкой закрепляется прозвище «Вертел» — оно точно отражает механичность‚ монотонность и беспросветность его существования․
Мамин-Сибиряк подчеркивает‚ что тяжелый труд калечит не только тело‚ но и душу Прошки․ Лишенный детства‚ общения со сверстниками‚ мальчик растет замкнутым и угрюмым․ Он лишен возможности учиться‚ играть‚ радоваться жизни — все это недоступные для него роскошь․ Единственным утешением для Прошки становится наблюдение за блеском драгоценных камней‚ которые он‚ сам того не ведая‚ помогает создавать․
Трагизм судьбы Прошки усугубляется тем‚ что он лишен не только детства‚ но и надежды на будущее․ Постоянный непосильный труд подрывает его и без того слабое здоровье․ Мастерская становится для Прошки не просто местом работы‚ но и ловушкой‚ обрекающей его на медленное угасание․
Встреча с барыней и проблеск надежды
В однообразную и безрадостную жизнь Прошки врывается лучик надежды с появлением в мастерской барыни с маленьким сыном․ Эта встреча‚ такая случайная и мимолетная‚ становится для мальчика настоящим потрясением․ Впервые Прошка сталкивается с проявлением неподдельного участия и доброты․
Барыня‚ пораженная изможденным видом Прошки и его историей‚ проникается к нему искренней жалостью․ Она видит в мальчике не безликого работника‚ а живого человека‚ ребенка‚ лишенного детства․ Ее сердце сжимается от боли при виде его тонких рук‚ неумело пытающихся удержать тяжелое блюдо с ограненными камнями․
Барыня решает помочь Прошке․ Ее приглашение навестить его в его «доме» звучит для мальчика как нечто невероятное‚ фантастическое․ Впервые за долгие годы перед Прошкой открывается возможность вырваться из душной атмосферы мастерской‚ увидеть другой мир – мир тепла‚ уюта и человеческого участия․
Предвкушение этой встречи‚ пусть даже мимолетной‚ преображает Прошку․ Он словно пробуждается от долгого сна‚ начинает замечать красоту окружающего мира⁚ яркое солнце‚ свежий воздух‚ смех играющих на улице детей․ В его душе теплится робкая надежда на то‚ что его жизнь может измениться к лучшему․
Однако Мамин-Сибиряк не дает читателю забывать о том‚ что пропасть между миром барыни и миром Прошки огромна․ Искреннее желание помочь‚ проявленное ею‚ вряд ли сможет разрушить стену социального неравенства‚ которая разделяет этих героев․
Возвращение к реальности и трагический финал
Встреча с барыней и ее сыном‚ пробудившая в душе Прошки робкую надежду на лучшую жизнь‚ оборачивается для него горьким разочарованием․ Мальчик‚ не решаясь нарушить негласные законы социального неравенства‚ так и не добирается до дома своей благодетельницы․ Он лишь издалека наблюдает за роскошным зданием‚ понимая‚ что этот мир недоступен для него․
Возвращение в мастерскую становится для Прошки особенно тяжелым․ Контраст между мимолетным проблеском надежды и суровой реальностью оказывается невыносимым․ Стены мастерской‚ и прежде казавшиеся ему тюрьмой‚ теперь сжимаются с еще большей силой‚ отрезая от мира‚ где есть место теплу‚ заботе и человеческому участию․
Трагизм ситуации усугубляется тем‚ что Мамин-Сибиряк не оставляет своему герою никакой надежды на спасение․ Автор недвусмысленно намекает на то‚ что непосильный труд и безысходность скоро сведут Прошку в могилу․ Финал рассказа пронизан атмосферой беспросветной тоски и безысходности․
Образ умирающего Прошки‚ все так же монотонно вращающего колесо‚ становится символом трагической судьбы детей из народа‚ обреченных на страдания и раннюю смерть в мире‚ где царит социальное неравенство и безразличие к чужой боли․
Главная мысль и проблематика рассказа
Рассказ «Вертел» – это не просто история о трагической судьбе мальчика-сироты․ Мамин-Сибиряк поднимает в нем глубокие социальные и нравственные проблемы‚ актуальные для России конца XIX века․
Одной из ключевых тем рассказа является бесчеловечность эксплуатации детского труда․ Мамин-Сибиряк с беспощадной прямотой показывает‚ как тяжелая работа калечит не только тело‚ но и душу ребенка‚ лишая его детства‚ возможности учиться и развиваться․ Прошка‚ вынужденный с малых лет трудиться наравне со взрослыми‚ становится безликим винтиком в системе‚ где человеческая жизнь ценится меньше‚ чем прибыль․
Не менее важной темой является социальное неравенство‚ которое автор рисует с пронзительной реалистичностью․ Пропасть‚ разделяющая мир барыни и мир Прошки‚ оказывается непреодолимой․ Даже искреннее желание помочь‚ проявленное героиней‚ не в силах изменить устоявшийся порядок вещей․
Мамин-Сибиряк заставляет задуматься о том‚ может ли существовать истинная доброта и справедливость в обществе‚ где царит социальное неравенство и безразличие к чужой боли․ Трагический финал рассказа не дает читателю готовых ответов‚ но заставляет задуматься о необходимости перемен․
«Вертел» – это произведение‚ которое и сегодня не оставляет равнодушным․ Оно напоминает о том‚ что проблемы детского труда‚ нищеты и социального неравенства остаются актуальными и требуют нашего внимания и участия․
Значение творчества Мамина-Сибиряка
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк оставил глубокий след в русской литературе как мастер реалистического рассказа‚ тонкий психолог и бескомпромиссный обличитель социальной несправедливости․ Его произведения‚ проникнутые болью за «маленького человека»‚ и сегодня не теряют своей актуальности‚ заставляя задуматься о вечных ценностях и проблемах человеческого существования․
Мамин-Сибиряк‚ будучи певцом Урала‚ с особым вниманием относился к судьбам детей‚ чье детство проходило в суровых условиях фабричных поселков․ В своих произведениях он показывал‚ как тяжелый труд калечит детей физически и нравственно‚ лишая их возможности на счастливое будущее․ «Вертел»‚ «Приемыш»‚ «Емеля-охотник» ― эти и другие рассказы писателя стали настоящим обвинительным актом против бесчеловечной эксплуатации детского труда․
Однако творчество Мамина-Сибиряка не ограничивается социальной проблематикой․ Он создал целую галерею ярких‚ запоминающихся образов‚ в которых отразились лучшие черты русского народа⁚ доброта‚ сострадание‚ любовь к ближнему‚ стойкость перед лицом испытаний․ Его произведения учат нас ценить истинные ценности⁚ семью‚ дружбу‚ любовь к родной земле․
Особое место в творчестве Мамина-Сибиряка занимают сказки‚ написанные им для дочери․ «Серая Шейка»‚ «Аленушкины сказки» ⎼ эти произведения‚ наполненные светом‚ добром и верой в торжество справедливости‚ стали неотъемлемой частью русской детской литературы․
Коротко о главных персонажах
Прошка (Вертел)
Главный герой рассказа‚ двенадцатилетний мальчик-сирота‚ работающий в мастерской по огранке камней․ Автор не дает Прошке имени‚ называя его просто «мальчик»‚ а затем ⎼ по прозвищу «Вертел»․ Это подчеркивает типичность его судьбы‚ его обезличенность в мире тяжелого труда и бесправия․
Прошка – типичный ребенок-рабочий‚ лишенный детства‚ вынужденный с малых лет трудиться наравне со взрослыми․ Он мал ростом‚ худ и бледен‚ его движения неуклюжи и робки․ Тяжелая работа на грани физических возможностей сделала его замкнутым‚ не по-детски серьезным и печальным․
Несмотря на тяжелые условия существования‚ в душе Прошки теплится огонек надежды․ Он с интересом рассматривает драгоценные камни‚ поражаясь их красоте‚ мечтает о лучшей жизни․ Встреча с барыней пробуждает в нем робкую надежду на спасение‚ но реальность оказывается слишком суровой․
Барыня
Второстепенный‚ но важный персонаж рассказа․ Мамин-Сибиряк не дает ей имени‚ подчеркивая ее типичность как представительницы привилегированного сословия․
Барыня – женщина добрая и отзывчивая․ Она искренне поражена тяжелой судьбой Прошки‚ пытается ему помочь‚ приглашает его в гости․ Однако ее доброта оказывается бессильной перед стеной социального неравенства․ Барыня не в силах изменить устои общества‚ в котором живет․
Образ барыни в рассказе двоякий․ С одной стороны‚ она вызывает симпатию своей добротой и состраданием․ С другой стороны‚ она является частью той системы‚ которая обрекает таких детей‚ как Прошка‚ на страдания и гибель․
Другие персонажи
В рассказе присутствуют и другие персонажи⁚ мастер Гранат‚ у которого работает Прошка‚ другие мальчики-работники․ Однако они выведены автором схематично‚ их образы не получают детального раскрытия․
Мастер Гранат предстает как человек жестокий и бессердечный‚ для которого работники – лишь средство наживы․ Он равнодушен к страданиям Прошки‚ не видит в нем живого человека․
Другие мальчики-работники также являются жертвами жестокой системы эксплуатации․ Они равнодушны к судьбе Прошки‚ поскольку сами находятся в таком же безысходном положении․
Краткий вывод
Рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Вертел» – это пронзительная история о трагической судьбе ребенка‚ лишенного детства и обреченного на медленную гибель в мире социального неравенства и бесчеловечности․ Автор с беспощадной прямотой показывает ужасающую картину эксплуатации детского труда в России конца XIX века․
Главный герой рассказа‚ мальчик Прошка‚ становится символом тысяч детей‚ вынужденных с малых лет трудиться на фабриках и заводах‚ теряя здоровье и надежду на будущее․ Мамин-Сибиряк не щадит читателя‚ он рисует реалистичные картины изнурительного труда‚ голода‚ болезней‚ которые становятся уделом маленьких рабочих․
Встреча с барыней‚ кажущаяся поначалу Прошке шансом на спасение‚ лишь подчеркивает глубину социальной пропасти‚ разделяющей его мир и мир привилегированного сословия․ Доброта и сострадание барыни оказываются бессильны перед системой‚ где человеческая жизнь не имеет ценности․
Трагический финал рассказа не дает читателю готовых ответов‚ но заставляет задуматься о том‚ как изменить мир‚ в котором дети становятся жертвами социальной несправедливости․ Мамин-Сибиряк призывает к состраданию‚ к борьбе за права угнетенных‚ к созданию общества‚ где каждый ребенок будет иметь право на детство‚ на образование‚ на достойную жизнь․
«Вертел» – это не просто рассказ‚ это крик души‚ призыв к действию‚ который и сегодня не теряет своей актуальности․ Он напоминает нам о том‚ что проблемы детского труда‚ нищеты‚ социального неравенства все еще существуют и требуют нашего внимания и усилий для их решения․
Тяжелая история, которая заставляет задуматься о том, как много детей лишены детства. Мамин-Сибиряк мастерски передает атмосферу безысходности и беспросветности, в которой живет Прошка.
Прозвище «Вертел» — это же просто крик души! Оно как клеймо, которое ставит общество на обездоленных детях.
Очень трогательно описана встреча Прошки с барыней и ее сыном. Хоть какой-то проблеск света в его темном царстве.
Интересно, как сложится судьба Прошки дальше? Найдется ли кто-то, кто вытащит его из этой ямы?
Мамин-Сибиряк не дает читателю забыть о том, что рядом с нами всегда есть те, кто нуждается в помощи.