Краткое содержание рассказа «Вертел»
В рассказе рассказывается о мальчике по имени Прошка, который работает на камнерезной фабрике. Из-за тяжелой работы он заболевает и вскоре умирает.
Тяжелая жизнь Прошки
С раннего детства Прошка был вынужден работать в темной и сырой гранильной мастерской, чтобы заработать себе на пропитание и крышу над головой. Он был сиротой, и ему не на кого было рассчитывать, кроме самого себя.
Мастерская, где трудился Прошка, была похожа на мрачное подземелье. Она располагалась в старой бане, и воздух в ней был пропитан сыростью и запахом плесени. Пять человек ютились в тесной комнатке, среди которых был и двенадцатилетний Прошка.
Ему досталась самая тяжелая и однообразная работа – крутить колесо для шлифовки камней. День за днем, с утра до ночи, Прошка сидел в своем темном углу, вращая тяжелое колесо. Его руки были покрыты мозолями, а спина постоянно болела от усталости.
Хозяин мастерской, Алексей Иванович Ухов, был человеком жадным и бессердечным. Он платил своим работникам гроши и всячески старался экономить на всем, в т.ч. и на еде. Рабочие постоянно голодали и мерзли в холодное время года.
Несмотря на свой юный возраст, Прошка понимал, что его жизнь незавидна. У него не было ни детства, ни радостей, ни надежды на лучшее будущее.
Знакомство с барыней
Однажды серым и унылым днем, когда Прошка, как обычно, сидел в своем темном углу и крутил тяжелое колесо, в мастерскую пожаловала необычная гостья. Это была богатая барыня Анна Ивановна, которая приехала вместе со своими детьми, чтобы показать им, как обрабатывают драгоценные камни.
Появление барыни вызвало настоящий переполох в мастерской. Хозяин, Алексей Иванович, бросился встречать важную гостью, рассыпаясь в любезностях и угодливо улыбаясь. Рабочие же, смущенные и испуганные, старались не попадаться на глаза барыне.
Анна Ивановна, женщина с добрым сердцем, была поражена видом убогой мастерской и тяжелыми условиями труда рабочих. Ее особенно тронул маленький Прошка, который казался совсем измученным и больным.
Барыня купила несколько ограненных камней и, прощаясь, попросила Алексея Ивановича, чтобы их доставил к ней домой именно Прошка. Хозяин, польщенный вниманием знатной особы, конечно же, согласился.
Так неожиданно для Прошки произошла встреча, которая на короткое время изменила его унылую и беспросветную жизнь.
Мечты о свободе и визит к Анне Ивановне
В ожидании поездки к барыне Прошка все чаще позволял себе мечтать. Он представлял, как убежит из душной мастерской и окажется на свободе, среди зеленого леса и бескрайнего неба. Он построит себе шалаш, будет сам ловить рыбу и печь ее на костре. Никто не будет заставлять его крутить тяжелое колесо с утра до ночи.
Однако поездка к Анне Ивановне приближалась, и мечты о побеге пришлось отложить. Перед тем как отпустить Прошку к барыне, хозяин приказал ему вымыться и надеть чистую рубаху. Мальчик чувствовал себя неловко в непривычной для него одежде, но в то же время его переполняло любопытство.
Дом Анны Ивановны поразил Прошку своим великолепием. Он никогда не видел такой роскоши. Барыня приняла мальчика ласково, накормила его досыта и познакомила со своим сыном Володей.
Володя, избалованный и капризный мальчик, поначалу отнесся к Прошке свысока. Но вскоре дети нашли общий язык, и Володя с удовольствием демонстрировал своему новому знакомому свои игрушки.
Анна Ивановна, тронутая историей Прошки, решила помочь мальчику. Она договорилась с хозяином мастерской, чтобы Прошка приходил к ней каждое воскресенье учиться грамоте.
Болезнь и смерть Прошки
Некоторое время спустя после знакомства с Анной Ивановной, Прошка почувствовал себя плохо. Тяжелая работа в сырой мастерской, постоянное недоедание и отсутствие нормального ухода подорвали его и без того слабое здоровье.
Мальчика мучил кашель, он быстро уставал и почти перестал играть с Володей. Анна Ивановна, заметив ухудшение состояния Прошки, вызвала врача. Диагноз был неутешительным – чахотка.
В те времена чахотка считалась неизлечимой болезнью. Анна Ивановна предложила хозяину Прошки забрать мальчика к себе, чтобы он мог достойно дожить свои последние дни. Однако Прошка наотрез отказался покидать мастерскую. Он стеснялся стать обузой для барыни и боялся, что станет для нее постоянным напоминанием о своей бедности и несчастье.
Анна Ивановна продолжала помогать Прошке. Она регулярно присылала ему еду и лекарства, но это уже не могло спасти мальчика. С каждым днем ему становилось все хуже.
Вскоре Прошка слег и больше уже не поднимался. Он умер тихо и спокойно, так и не узнав настоящего детства и радости жизни.
Смысл рассказа
Рассказ «Вертел» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка – это пронзительная история о трагической судьбе ребенка, лишенного детства и обреченного на медленную гибель из-за бесчеловечных условий существования.
Автор без прикрас показывает тяжелую жизнь простых людей в России конца XIX века. Дети, подобные Прошке, были вынуждены с малых лет трудиться наравне со взрослыми, чтобы выжить. Они были лишены не только детства, но и права на здоровье, образование, на достойную жизнь.
В рассказе противопоставляются два мира⁚ мир богатства и роскоши, который представлен Анной Ивановной и ее сыном, и мир нищеты и бесправия, в котором живет Прошка.
Несмотря на то, что Анна Ивановна пытается помочь мальчику, ее усилия оказываются запоздалыми. Прошка умирает, не познав радости жизни, став жертвой социальной несправедливости.
Рассказ «Вертел» – это призыв к милосердию и состраданию, к борьбе с социальным неравенством и защите прав детей.
Коротко о главных персонажах
Прошка (Вертел)
Двенадцатилетний мальчик, главный герой рассказа. Сирота, с семи лет работает в гранильной мастерской, чтобы заработать себе на еду и кров.
Прошка – тихий, забитый ребенок, лишенный детства и радостей жизни. Тяжелый труд подрывает его и без того слабое здоровье. Он мечтает о свободе, о том, чтобы убежать из мрачной мастерской и жить на природе.
Несмотря на все трудности, Прошка сохраняет в себе доброту и способность радоваться малому. Он привязывается к Анне Ивановне и ее сыну и находит утешение в их обществе.
К сожалению, судьба не дает Прошке шанса на счастливую жизнь. Он умирает от чахотки, так и не познав настоящего детства и любви.
Анна Ивановна
Богатая барыня, антипод Прошки по социальному положению. Добрая и отзывчивая женщина, она искренне сочувствует Прошке и пытается ему помочь.
Анна Ивановна – представительница того круга людей, которые могли бы изменить жизнь таких детей, как Прошка, но часто остаются равнодушными к их судьбе. Она пытается искупить вину своего класса перед народом, но ее усилия оказываются бессильными перед лицом социальной несправедливости.
Алексей Иванович Ухов
Хозяин гранильной мастерской, в которой работает Прошка. Жадный и бессердечный эксплуататор, он наживается на детском труде, не щадя здоровья своих работников.
Ухов – типичный представитель своего времени, для которого человеческая жизнь не имеет никакой ценности по сравнению с наживой. Он равнодушен к страданиям Прошки и даже не пытается ему помочь.
Краткий вывод
Рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Вертел» – это трагическая история о сломанной судьбе ребенка, жертвы социального неравенства и бесчеловечности.
Автор мастерски передает атмосферу мрака и безысходности, царящую в гранильной мастерской, где дети, подобные Прошке, были лишены детства и обречены на медленную гибель.
Противопоставление двух миров – мира богатства и мира нищеты – еще больше подчеркивает несправедливость социального устройства того времени.
Образ Прошки – это символ всех обездоленных детей, лишенных возможности на достойную жизнь. Его трагическая судьба заставляет задуматься о том, какую цену приходится платить за равнодушие и жестокость общества.
«Вертел» – это не просто рассказ, это обвинительный акт социальному неравенству и призыв к милосердию и состраданию.
Произведение актуально и в наши дни, напоминая нам о том, что проблемы социальной несправедливости и детской беспризорности все еще существуют и требуют немедленного решения.
Тяжело читать о таких условиях труда. Кажется, что это было так давно, а на самом деле и сейчас есть люди, которые вынуждены работать в подобных условиях.
Жду продолжения рассказа! Хочется верить, что доброта барыни как-то изменит жизнь Прошки.
Автор очень ярко описывает контраст между нищетой рабочих и богатством барыни.
Описание мастерской как мрачного подземелья очень сильное. Сразу чувствуется безысходность положения Прошки.
Как же жалко мальчика! Такая тяжелая жизнь в столь юном возрасте. Неужели никто не мог ему помочь?
Интересно, как изменится жизнь Прошки после встречи с барыней? Появится ли у него надежда на лучшее будущее?