Уроки французского: Краткое содержание по главам

Уроки французского: Краткое содержание по главам Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Уроки французского» по главам

Мальчик приезжает из деревни в город учиться․ Он тоскует по дому‚ матери и испытывает материальные трудности‚ голодает․

Глава 1⁚ Переезд и трудности

Действие рассказа разворачивается в тяжелое послевоенное время‚ в 1948 году․ Главный герой – одиннадцатилетний мальчик‚ от лица которого ведется повествование‚ – приезжает из деревни в районный центр‚ чтобы продолжить обучение в пятом классе․ Это были голодные годы‚ семья мальчика жила очень бедно․ Матери было трудно прокормить троих детей‚ поэтому‚ несмотря на то‚ что ей было тяжело расставаться с сыном‚ она отправляет его к знакомым в райцентр․

В деревне мальчик учился хорошо‚ с удовольствием‚ даже был удостоен похвальной грамоты «За отличные успехи и примерное поведение»․ В райцентре учиться было намного сложнее․ Во-первых‚ мальчик сильно тосковал по дому‚ по матери․ Во-вторых‚ учеба давалась ему нелегко‚ особенно тяжело было осваивать французский язык⁚ «…на другие предметы я как-то пробивался‚ вылезал‚ а по французскому языку так и топтался на месте»․ В-третьих‚ мальчик испытывал постоянное чувство голода․ Мать присылала ему продукты‚ но они очень быстро исчезали⁚ «․․․ не знаю‚ куда она девалась»․

Чтобы хоть как-то выжить‚ мальчик‚ как и другие ребята‚ начинает играть на деньги․

Глава 2⁚ Игра на деньги и знакомство с Лидией Михайловной

Мальчик начинает играть на деньги с другими ребятами․ Вскоре он осваивает нехитрые правила игры и начинает выигрывать․ Его целью были не деньги сами по себе‚ а возможность купить молока‚ которого ему так не хватало⁚ «Я играл в азарте‚ с тем же азартом‚ с каким резался в лапту и чижа‚ совсем забывая порой‚ из-за чего‚ собственно‚ играю»․

Однако другие игроки‚ в т․ч․ Вадик‚ заводила компании‚ не были рады его успехам․ Однажды‚ подкараулив после игры‚ они избивают мальчика и отбирают все выигранные деньги․

Из-за побоев мальчик стал пропускать занятия․ Это замечает Лидия Михайловна‚ учительница французского языка․ Она добрая и отзывчивая женщина‚ которая искренне переживает за своих учеников․ Лидия Михайловна вызывает мальчика на дополнительные занятия‚ чтобы помочь ему подтянуть успеваемость․ Но уговоры учительницы не действуют⁚ мальчик стесняется своего произношения‚ да и времени на дополнительные занятия у него нет․

Глава 3⁚ Забота учительницы и уроки добра

Лидия Михайловна догадывается‚ что мальчик голодает‚ и пытается ему помочь⁚ предлагает остаться после уроков‚ чтобы позаниматься дополнительно․ Но гордый мальчик наотрез отказывается․ Учительница отправляет ему посылку с продуктами якобы со стороны родителей․ Но мальчик догадывается‚ что посылка ненастоящая‚ и возвращает ее Лидии Михайловне․

Тогда учительница находит другой способ помочь мальчику․ Она предлагает ему играть на деньги в «замеряшки» – игру‚ в которую она‚ якобы‚ играла в детстве․ На самом деле‚ учительница придумала эту игру‚ чтобы незаметно помогать своему ученику․

Мальчик не сразу соглашается на предложение Лидии Михайловны‚ но голод заставляет его переступить через свою гордость․ Вскоре он понимает‚ что учительница нарочно поддается ему‚ чтобы он мог выигрывать деньги и покупать себе молоко․

Лидия Михайловна не просто помогает мальчику материально‚ она дарит ему тепло своей души‚ заботу‚ о которой он так мечтал вдали от дома․

Глава 4⁚ Разоблачение и прощание

Однажды директор школы‚ проходя мимо квартиры Лидии Михайловны‚ услышал странные звуки․ Заглянув в окно‚ он увидел‚ как учительница играет с учеником на деньги․ Для директора этого было достаточно‚ чтобы уволить молодую женщину с работы․

Мальчик‚ чувствуя свою вину перед учительницей‚ очень переживает случившееся․ Он понимает‚ что Лидия Михайловна пожертвовала своей репутацией ради него․

Вскоре Лидия Михайловна уезжает к себе на родину‚ на Кубань․ Перед отъездом она передает мальчику посылку с макаронами и яблоками․ Этот подарок стал для мальчика символом доброты и щедрости учительницы․

Увольнение Лидии Михайловны стало для мальчика тяжелым ударом․ Он чувствовал свою вину в случившемся‚ но ничего не мог изменить․

Глава 5⁚ Уроки на всю жизнь

Прошло много лет․ Мальчик‚ ставший взрослым человеком‚ часто вспоминал свою учительницу французского языка․ Он с благодарностью думал о той помощи и поддержке‚ которую Лидия Михайловна оказала ему в трудное время․

Однажды‚ разбирая старые вещи‚ рассказчик обнаружил посылку‚ отправленную ему Лидией Михайловной․ В ней лежали антоновские яблоки – такие же‚ какие росли в саду у его дома‚ в Сибири․

Этот подарок стал для героя символом щедрости и доброты учительницы‚ которая не побоялась нарушить правила и пожертвовать своей репутацией ради помощи нуждающемуся ученику;

Рассказ «Уроки французского» — это история о том‚ как важно встретить на своем жизненном пути человека‚ способного на сострадание и бескорыстную помощь․ Лидия Михайловна преподала главному герою не только уроки французского языка‚ но и уроки доброты‚ мужества‚ которые он пронес через всю свою жизнь․

Коротко о главных персонажах

Главный герой (рассказчик)

Имя героя не называется‚ что делает его образ собирательным‚ позволяет читателю ассоциировать себя с ним․ Мальчик — одиннадцатилетний подросток‚ живущий в послевоенное время․ Он рано повзрослел‚ столкнувшись с жизненными трудностями⁚ голодом‚ разлукой с семьей‚ одиночеством в чужом городе․

Несмотря на свой юный возраст‚ герой обладает сильным характером‚ чувством собственного достоинства․ Он не хочет принимать подачки‚ готов бороться с трудностями самостоятельно․

Встреча с Лидией Михайловной стала для мальчика настоящим подарком судьбы․ Благодаря ее доброте и участию он не только преодолел трудности‚ но и получил важные жизненные уроки․

Лидия Михайловна

Молодая учительница французского языка․ Умная‚ образованная‚ она искренне любит свою работу‚ стремится помочь своим ученикам не только освоить предмет‚ но и стать хорошими людьми․

Лидия Михайловна — человек чуткий и внимательный․ Она сразу замечает‚ что с ее учеником что-то не так‚ и старается ему помочь․ Женщина проявляет к мальчику не только профессиональный интерес‚ но и материнскую заботу‚ которая так ему необходима вдали от дома․

Лидия Михайловна, смелая и решительная женщина․ Она не боится рисковать своим положением‚ репутацией ради того‚ чтобы помочь своему ученику․

Образ Лидии Михайловны , это образ настоящего Учителя и Человека с большой буквы․

Краткий вывод

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», это трогательная история о доброте‚ человечности‚ способности к состраданию․

Автор показывает‚ как в тяжелое послевоенное время‚ в условиях голода и лишений‚ важно сохранить в себе человечность‚ не разувериться в добре․

Встреча с Лидией Михайловной‚ ее бескорыстная помощь помогли главному герою не только преодолеть жизненные трудности‚ но и сохранить веру в людей‚ в светлое будущее․

Рассказ учит нас ценить доброту‚ отзывчивость‚ готовность прийти на помощь в трудную минуту․ Он напоминает о том‚ что именно эти качества делают человека Человеком․

«Уроки французского» , это не только история о взаимоотношениях ученика и учителя‚ это рассказ о силе духа‚ о том‚ как важно иметь в жизни надежду и веру в лучшее․ Это уроки добра и милосердия‚ которые мы должны пронести через всю свою жизнь․

Произведение актуально и в наши дни‚ поскольку темы‚ которые он поднимает — темы добра‚ сострадания‚ милосердия — вечны․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина Соловьева

    Очень подробное и понятное изложение содержания! Спасибо, освежила в памяти.

  2. Екатерина Морозова

    Спасибо, помогло вспомнить сюжет перед уроком литературы!

  3. Маргарита Петрова

    Очень трогательный рассказ, всегда плачу в конце.

  4. Петр Иванов

    Хороший пересказ, сразу видно, что человек читал произведение.

  5. Андрей Васильев

    Кратко и по существу, то что нужно для быстрого повторения.

  6. Ольга Дмитриева

    А есть краткое содержание следующих глав?

  7. Алексей Смирнов

    Всегда сложно писать краткое содержание, но тут все по делу, без лишней «воды».