Встреча с Собакевичем: Крепость характера и цинизм торговли в поэме «Мертвые души»

Встреча с Собакевичем: Крепость характера и цинизм торговли в поэме "Мертвые души" Краткие пересказы

Глава 5 «Мертвых душ»⁚ Помещик Собакевич

В пятой главе поэмы Чичиков посещает колоритного помещика Собакевича․ После обсуждения продажных чиновников‚ Чичиков предлагает купить «мертвые души»․ Невозмутимый Собакевич не удивляется и хладнокровно торгуется‚ расхваливая «товар»․

Встреча с Собакевичем и его владения

После неудачной и нервирующей встречи с Ноздревым‚ Чичиков‚ наконец‚ добирается до усадьбы Собакевича․ Уже на подъезде к деревне герой замечает её отличия от всех предыдущих имений․ Если у Манилова царили хаос и бесхозяйственность‚ у Коробочки – старомодность и запущенность‚ а у Ноздрёва – пустая показная роскошь‚ то владения Собакевича поражают своей основательностью‚ граничащей с некоторой грубостью и неуклюжестью․

Крестьянские избы в деревне сложены на совесть‚ из добротного леса‚ и выглядят крепко и надёжно․ Сам барский дом также отличается прочностью и фундаментальностью․ Гоголь с иронией сравнивает его с «пудом купца-мужика»‚ подчёркивая некоторую неуклюжесть и нелепость архитектуры‚ которая‚ тем не менее‚ производит впечатление неприступности и долговечности․

Описание самого Собакевича полностью соответствует первому впечатлению от его имения․ Это «крепкий и дородный помещик»‚ похожий на «средней величины медведя»․ Все в нём дышит здоровьем и силой⁚ «и лицо его было красно‚ горячо‚ как то бывает на серебряном рублё‚ который нагревают на свечке‚ потом опускают в холодную воду․․․»․ Даже фамилия «Собакевич» подчёркивает его некоторую животность‚ приземлённость и неуклюжесть․

В доме у Собакевича Чичикова встречает жена хозяина – «женщина высокая‚ худощавая»‚ которую Гоголь сравнивает с «пальмовым деревом»․ Эта деталь ещё раз подчёркивает некоторую грубоватость и неуклюжесть Собакевича‚ который даже в выборе жены предпочёл мощь и силу изяществу и красоте․

Интерьер дома также отражает характер хозяина⁚ тяжёлая мебель из прочного дерева‚ громоздкие часы с тяжёлыми гирями‚ картины с изображением древнегреческих героев – всё говорит о любви Собакевича к простоте‚ надёжности и практичности․

Разговор о «мертвых душах» и торг

За основательным обедом‚ где Собакевич демонстрирует отменный аппетит‚ Чичиков решается завести разговор о «мертвых душах»․ В отличие от Манилова‚ реагировавшего с недоумением и робостью‚ и Коробочки‚ испугавшейся возможного обмана‚ Собакевич воспринимает предложение Чичикова с холодной практичностью․ Он тут же начинает торговаться‚ расхваливая свой «товар» с присущей ему прямотой и некоторой циничностью․

Собакевич подробно перечисляет достоинства умерших крестьян‚ будто они живы и могут принести пользу․ Он убеждает Чичикова‚ что его «мертвые души» – лучшие в округе‚ и требует за них немалую цену‚ чем сильно удивляет Павла Ивановича‚ привыкшего к более сговорчивым продавцам․

Между ними завязывается своеобразный торг‚ в котором Собакевич демонстрирует себя искусным и жестким переговорщиком․ Он давит на Чичикова‚ апеллируя к его желанию сэкономить и получить выгоду‚ но при этом не уступает ни копейки от запрошенной цены․ Чичиков‚ опасаясь упустить сделку‚ вынужден согласиться на условия Собакевича‚ хотя и чувствует себя не в своей тарелке․

В итоге Чичиков покупает у Собакевича более двухсот «мертвых душ» по цене‚ значительно превышающей его первоначальные расчеты․ Уезжая от Собакевича‚ Чичиков испытывает смешанные чувства⁚ с одной стороны‚ он рад‚ что сделка состоялась‚ с другой – его не покидает ощущение‚ что Собакевич его перехитрил и продал ему «мертвые души» по завышенной цене․

Этот эпизод ярко характеризует Собакевича как человека практичного‚ расчетливого и лишенного иллюзий․ Он твердо стоит на земле‚ знает цену деньгам и умеет вести дела‚ добиваясь своей выгоды в любой ситуации․ Встреча с ним становится для Чичикова своеобразным испытанием‚ которое показывает‚ что на его пути встречаются не только простофили и чудаки‚ но и люди хитрые‚ прозорливые и неуступчивые․

Путешествие Чичикова продолжается⁚ К Плюшкину

Завершив сделку с Собакевичем‚ Чичиков отправляется дальше‚ к новому помещику – Плюшкину‚ о котором он слышал как о странном и необычайно скупом человеке․

Усадьба Плюшкина и знакомство с хозяином

Если усадьба Собакевича поражала своей основательностью и грубоватой прочностью‚ то имение Плюшкина предстаёт перед Чичиковым в виде полной противоположности – удручающей картины упадка и разрухи․

Гоголь подробно описывает унылый пейзаж⁚ разбитая дорога‚ ветхие крестьянские избы‚ заброшенный сад‚ где деревья давно не знали ухода․ Сам барский дом производит угнетающее впечатление⁚ облупившаяся краска‚ забитые окна‚ протекающая крыша – всё говорит о том‚ что хозяин давно перестал заботиться о своём жилище․

Подъезжая к дому‚ Чичиков видит странную фигуру в рваном халате и непонятной шапке․ Поначалу он принимает этого человека за ключницу‚ но‚ к своему удивлению‚ узнаёт в нём самого Плюшкина – богатого помещика‚ о котором ему рассказывал Собакевич․

Внешность Плюшкина полностью соответствует удручающему виду его имения․ Он предстаёт перед Чичиковым в виде дряхлого старика с нечёсаными волосами‚ пронзительным взглядом и трясущимися руками․ Одежда его представляет собой жалкое зрелище⁚ засаленный халат‚ стоптанные туфли и шапка‚ на которой невозможно было определить ни цвета‚ ни формы․

Чичиков поражён контрастом между богатством Плюшкина‚ о котором он слышал‚ и его нищенским видом․ Он не может поверить‚ что перед ним стоит человек‚ который когда-то был рачительним хозяином и заботливым отцом семейства․

Знакомство с Плюшкиным производит на Чичикова тяжелое впечатление․ Он видит перед собой не просто скупого человека‚ а несчастного‚ сломленного жизнью старика‚ который потерял всё‚ что было ему дорого‚ и превратился в жалкую тень самого себя․

История Плюшкина и сделка с «мертвыми душами»

Чичиков‚ видя такое плачевное состояние Плюшкина и его усадьбы‚ сначала недоумевает‚ как завести разговор о «мертвых душах»․ Однако вскоре он узнает историю помещика и понимает‚ что перед ним не просто скупой старик‚ а человек с тяжелой судьбой․

Когда-то Плюшкин был заботливым хозяином‚ примерным семьянином и добропорядочным соседом․ Но после смерти жены он постепенно замкнулся в себе‚ и его бережливость переросла в болезненную скупость․ Он перестал доверять людям‚ видел в них только мошенников и расхитителей своего добра․

Плюшкин рассказывает Чичикову о своей несчастной доле⁚ о том‚ как умерла его жена‚ как ушла из дома дочь‚ как погиб сын․ Он показывает Чичикову свои запасы – гниющие продукты‚ старую одежду‚ сломанную мебель – и жалуется на то‚ что ему некому оставить все это богатство․

Чичиков‚ выслушав историю Плюшкина‚ понимает‚ что перед ним не просто скупец‚ а глубоко несчастный человек․ Он решает воспользоваться его состоянием и предлагает купить «мертвые души»․

Плюшкин‚ к удивлению Чичикова‚ с радостью соглашается на сделку․ Он видит в этом возможность избавиться от «лишних» бумаг и получить хоть какую-то выгоду․ Он с жадностью принимает от Чичикова деньги и сразу же прячет их в свой сундук․

Сделка с Плюшкиным становится для Чичикова своеобразным моральным падением․ Если раньше он хоть как-то оправдывал свои действия‚ то теперь он понимает‚ что наживается на горе и безумии старика․ Однако жажда наживы оказывается сильнее совести‚ и Чичиков‚ забрав документы‚ уезжает от Плюшкина с тяжелым сердцем․

Коротко о главных персонажах

В пятой главе поэмы «Мертвые души» Гоголь знакомит нас с колоритным помещиком Михаилом Семеновичем Собакевичем‚ образ которого строится на гиперболизации качеств‚ присущих определенному типу людей․ Собакевич – воплощение грубой силы‚ приземленности‚ неповоротливости․ Он лишен каких-либо духовных запросов‚ его интересуют только практические‚ материальные стороны жизни․

Павел Иванович Чичиков

Предприимчивый и изворотливый аферист․ Главная цель его жизни — обогащение․ Ради этого он готов на любые махинации‚ в т․ч․ и на скупку «мертвых душ»․ В общении с людьми Чичиков демонстрирует удивительную гибкость⁚ он умеет найти подход к каждому‚ подстроиться под его характер‚ слабости и привычки․ Он льстит‚ угодничает‚ рассказывает небылицы – и все это ради того‚ чтобы добиться своего․

Михаил Семенович Собакевич

Крепкий‚ дородный помещик‚ похожий на «средней величины медведя»․ Он груб‚ прямолинеен‚ лишен всякой сентиментальности․ В доме у Собакевича все пропитано духом практичности и утилитарности․ Тяжелая‚ грубая мебель‚ портреты древнегреческих героев на стенах – все говорит о том‚ что хозяин не признает излишеств и ценит только то‚ что имеет практическую пользу․

Собакевич – единственный из помещиков‚ кто сразу понимает суть аферы Чичикова․ Он не удивляется и не возмущается‚ а начинает торговаться‚ пытаясь выручить за «мертвые души» как можно больше денег․ В этом эпизоде проявляется главная черта характера Собакевича – непомерная скупость‚ граничащая с жадностью․

Другие персонажи

Помимо Чичикова и Собакевича‚ в пятой главе появляются и другие персонажи‚ которые помогают автору раскрыть характеры главных героев и создать общую атмосферу поэмы․

  • Жена Собакевича – «женщина высокая‚ худощавая»‚ которая также отличается практичностью и отсутствием интереса к чему-либо‚ кроме хозяйства․
  • Слуга Собакевича – «мужик в овчинном тулупе»‚ который также подчеркивает грубость и неуклюжесть своего хозяина․

Встреча с Собакевичем становится для Чичикова своеобразным рубежом в его афере․ Если раньше он встречался с помещиками‚ которые были готовы отдать ему «мертвые души» почти даром‚ то теперь ему приходится столкнуться с жестким и расчетливым противником‚ который знает цену деньгам и не упустит своей выгоды․

Краткий вывод

Пятая глава поэмы «Мертвые души» — важный этап в странствии Чичикова и развитии его аферы․ Встреча с Собакевичем становится для него своеобразным испытанием‚ которое показывает‚ что на его пути встречаются не только простофили и чудаки‚ но и люди хитрые‚ прозорливые и неуступчивые․

В этой главе Гоголь продолжает раскрывать тему духовной нищеты помещичьего сословия․ Если Манилов представлял собой тип праздного мечтателя‚ оторванного от реальной жизни‚ Коробочка – образ скопидомства и невежества‚ а Ноздрев – воплощение пустословия и хвастовства‚ то Собакевич является более приземленным и практичным типом‚ для которого главная ценность в жизни – материальное благополучие․

Образ Собакевича отличается от предыдущих персонажей своей целостностью․ Он не пытается казаться лучше‚ чем есть на самом деле‚ не скрывает своих интересов и желаний․ Его грубость и прямолинейность – это не маска‚ а истинная сущность его натуры․

Сделка Чичикова с Собакевичем также отличается от предыдущих сделок․ Если Манилов и Коробочка отдали ему «мертвые души» почти даром‚ то Собакевич выторговывает для себя максимальную выгоду‚ продавая их по завышенной цене․ Этот эпизод подчеркивает практичность и расчетливость Собакевича‚ который не упустит своей выгоды ни при каких обстоятельствах․

В целом‚ пятая глава «Мертвых душ» — это яркая и сатирическая зарисовка нравов помещичьего сословия России XIX века․ Гоголь мастерски создает образ Собакевича‚ который становится воплощением грубой силы‚ приземленности и непомерной скупости․ Встреча с ним становится для Чичикова своеобразным рубежом‚ после которого его афера приобретает новые очертания и становится более опасной и непредсказуемой․

Важно отметить‚ что Гоголь не просто высмеивает пороки своих героев‚ но и заставляет задуматься о том‚ что привело их к такой духовной деградации․ В образе Собакевича он показывает результат долгого и упорного труда по уничтожению в себе всего человеческого ради накопления богатства․ И этот образ вызывает не только смех‚ но и горечь‚ и тревогу за судьбу России․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Петр Сидоров

    Интересно, как Гоголь противопоставляет Собакевича предыдущим помещикам. Если Манилов витал в облаках, то Собакевич прочно стоит на земле, он весь материальный, вещественный.

  2. Елена Кузнецова

    Сравнение дома с «пудом купца-мужика» — это просто шедевр! Очень точно подмечено!

  3. Андрей Николаев

    Интересно, что даже жена Собакевича под стать ему — высокая и худая, как пальма. Кажется, Гоголь нарочно подбирает такие детали, чтобы подчеркнуть грубоватость и простоту этого героя.

  4. Ольга Смирнова

    Описание внешности Собакевича тоже очень колоритное. «Средней величины медведь» — это очень точно!

  5. Дмитрий Петров

    А мне вот интересно, как Собакевич будет торговаться за «мертвые души». Ведь он явно не упустит своей выгоды.

  6. Мария Иванова

    Жду не дождусь, когда Чичиков начнет разговор о покупке «мертвых душ». Наверняка, Собакевич окажется крепким орешком!

  7. Иван Иванов

    Прекрасное описание Собакевича и его имения! Гоголь мастерски передаёт атмосферу основательности и даже некоторой тяжеловесности, царящую в этом доме.