- Часть 4 Глава 4. Встреча с Соней
- Визит Раскольникова к Соне. Разговор о семье Мармеладова и вере в Бога.
- Часть 4 Главы 1-3 и 5. Свидригайлов и Лужин
- Визит Свидригайлова к Раскольникову. Сватовство Лужина и разрыв с Дуней.
- Коротко о главных персонажах
- Родион Раскольников
- Соня Мармеладова
- Аркадий Свидригайлов
- Петр Лужин
- Авдотья Романовна (Дуня)
- Пульхерия Александровна
- Краткий вывод
Часть 4 Глава 4. Встреча с Соней
Раскольников приходит к Соне в ее убогую комнату. Он расспрашивает ее о семье Мармеладовых, о ее жизни. Раскольников пытается заглянуть в душу Сони, понять мотивы ее поступков, ее веру. Он рассказывает о неизбежной участи детей Катерины Ивановны после ее смерти, пытаясь посеять сомнения в душе Сони.
Визит Раскольникова к Соне. Разговор о семье Мармеладова и вере в Бога.
В четвертой главе четвертой части романа «Преступление и наказание» Достоевский описывает первую встречу Раскольникова с Соней Мармеладовой после убийства старухи-процентщицы. Эта встреча становится поворотным моментом в повествовании, обнажая душевные муки Раскольникова и его стремление найти утешение и понимание.
Раскольников, измученный совестью и собственным преступлением, ищет встречи с Соней. Он знает о ее тяжелой судьбе, о жертве, которую она принесла ради своей семьи. В Соне он видит родственную душу, человека, также переступившего черту, но сохранившего в себе веру и сострадание.
Комната Сони, убогая и тесная, становится местом их исповеди. Раскольников расспрашивает ее о семье Мармеладовых, о Катерине Ивановне, о детях. Он вспоминает рассказ Мармеладова о том, как Катерина Ивановна в припадке отчаяния била Соню, обвиняя ее во всех бедах. Однако Соня, защищая мачеху, говорит⁚ «Нет, что вы. Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребенок. У ней ум помешался от горя».
Этот короткий диалог ярко иллюстрирует характер Сони, ее безграничную способность к прощению и любви даже к тем, кто причиняет ей боль. Раскольников, пораженный ее словами, начинает говорить о неизбежной участи детей Катерины Ивановны после ее смерти. Он рисует мрачную картину будущего, в котором Поленька, младшая сестра Сони, вынуждена будет повторить ее судьбу.
Раскольников, пытаясь оправдать свое преступление, ищет поддержки у Сони, но вместо этого сталкивается с непоколебимой верой. Соня, несмотря на все ужасы жизни, не теряет надежды на спасение. Она верит в Бога, в его милосердие и справедливость. «И он, он увидит, что я сделала… Он все простит… Он один, один прощает…», ⎯ говорит она, цепляясь за свою веру как за спасительную соломинку.
Эта встреча становится началом долгого и мучительного пути Раскольникова к раскаянию. Соня, своей верой и состраданием, становится для него путеводной звездой, помогая ему найти путь к искуплению.
Часть 4 Главы 1-3 и 5. Свидригайлов и Лужин
Свидригайлов приезжает в Петербург и посещает Раскольникова, предлагая деньги Дуне за отказ от Лужина. Лужин, оскорбленный отказом Дуни, пытается очернить ее и Раскольникова, но его план проваливается.
Визит Свидригайлова к Раскольникову. Сватовство Лужина и разрыв с Дуней.
В первой части четвертой части «Преступления и наказания» перед читателем разворачивается сразу две сюжетные линии, связанные с появлением в Петербурге Свидригайлова и предстоящей свадьбой Дуни и Лужина. Оба персонажа несут в себе угрозу для Раскольникова и его близких, хотя и действуют совершенно по-разному.
Свидригайлов, человек с темным прошлым и сомнительной репутацией, неожиданно появляется в Петербурге после смерти своей жены Марфы Петровны. Он разыскивает Раскольникова и поражает его своим визитом. Свидригайлов рассказывает о своих грехах, о своих видениях и одержимости Авдотьей Романовной, сестрой Раскольникова. Он предлагает Дуне десять тысяч рублей в обмен на отказ от Лужина, утверждая, что хочет спасти ее от этого брака.
Раскольников, видя в Свидригайлове угрозу для сестры, отвергает его предложение и запрещает приближаться к Дуне. Однако Свидригайлов намекает на свои знания о преступлении Раскольникова, чем сеет в его душе еще больше тревоги и страха.
Параллельно с визитом Свидригайлова развивается сюжетная линия Лужина, жениха Дуни. Лужин, человек расчетливый и эгоистичный, видит в Дуне лишь средство для достижения своих целей. Он хвастается своей «щедростью» и «благородством», помогая семье Раскольникова переехать в Петербург. Однако его истинная натура раскрывается во время встречи с Дуней, Пульхерией Александровной и Раскольниковым.
Лужин, оскорбленный независимостью Дуни и ее отказом следовать его указаниям, впадает в гнев и начинает обвинять Раскольникова в неблагодарности и неуважении. Он пытается настроить мать против сына, но Дуня, видя истинное лицо своего жениха, принимает решение разорвать помолвку.
Разрыв с Лужиным становится для Дуни и ее матери тяжелым испытанием, но он освобождает их от влияния этого лицемерного и жестокого человека. В то же время визит Свидригайлова и его загадочные слова оставляют тяжелый след в душе Раскольникова, предвещая новые испытания и опасности.
Коротко о главных персонажах
В четвертой части «Преступления и наказания» Достоевский продолжает развивать характеры уже знакомых читателю персонажей и вводит новых героев, которые играют важную роль в судьбе Раскольникова и развитии сюжета.
Родион Раскольников
Главный герой романа, бывший студент, находящийся в состоянии глубокого душевного кризиса. После убийства старухи-процентщицы его мучает совесть, он разрывается между желанием признаться в преступлении и страхом наказания. Визиты Свидригайлова и сватовство Лужина усиливают его душевные муки и толкают на поиск утешения у Сони Мармеладовой;
Соня Мармеладова
Юная девушка, вынужденная зарабатывать проституцией, чтобы прокормить семью. Соня глубоко религиозна и сохраняет чистоту души, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства. Она становится для Раскольникова символом веры, любви и сострадания, указывая ему путь к покаянию.
Аркадий Свидригайлов
Загадочный и отталкивающий персонаж, помещик, преследуемый слухами о преступлениях. Он приезжает в Петербург после смерти жены и пытается добиться расположения Дуни, сестры Раскольникова. Свидригайлов циничен, распущен и жесток, но в то же время способен на непредсказуемые поступки. Его образ символизирует моральное падение и духовную гибель.
Петр Лужин
Делец, жених Дуни, человек расчетливый, эгоистичный и лицемерный. Он стремится жениться на Дуне, чтобы повысить свой социальный статус и получить в ее лице покорную и бесправную жену. Лужин представляет собой тип мещанского хищника, лишенного моральных принципов.
Авдотья Романовна (Дуня)
Сестра Раскольникова, умная, красивая и гордая девушка. Она готова на жертвы ради брата и матери, но не готова жертвовать своим достоинством и честью. Разрыв с Лужиным демонстрирует ее силу духа и независимость.
Пульхерия Александровна
Мать Раскольникова, любящая и самоотверженная женщина. Она безусловно верит в своего сына и готова на все ради его счастья. Пульхерия Александровна представляет собой образ материнской любви и преданности.
Взаимоотношения этих персонажей создают напряженную и драматичную атмосферу четвертой части романа, подводя читателя к кульминации и развязке сюжета.
Краткий вывод
Четвертая часть «Преступления и наказания» является переломной в романе, где душевные метания Раскольникова достигают своего пика. Появление Свидригайлова и разрыв Дуни с Лужиным становятся серьезными испытаниями для героя, усугубляя его и без того тяжелое состояние.
Встреча с Соней Мармеладовой открывает перед Раскольниковым путь к покаянию. Соня, несмотря на свою трагическую судьбу, сохраняет веру в Бога и способность любить и прощать. Ее нравственная чистота и сострадание производят глубокое впечатление на Раскольникова, заставляя его задуматься о собственном падении и возможности искупления.
Противопоставление образов Свидригайлова и Сони подчеркивает моральный выбор, стоящий перед Раскольниковым. Свидригайлов, предавшийся пороку и цинизму, представляет собой путь саморазрушения. Соня, напротив, символизирует возможность духовного возрождения через покаяние и любовь.
Разрыв Дуни с Лужиным демонстрирует силу ее характера и независимость. Дуня, отвергнув брак по расчету, утверждает свою право на свободу и достоинство. Этот поступок вдохновляет и Раскольникова, подталкивая его к решительным действиям.
Четвертая часть романа заканчивается на напряженной ноте. Раскольников, измученный угрызениями совести и страхом перед разоблачением, все ближе к признанию. Встреча с Порфирием Петровичем, следователем, ведущим дело об убийстве, еще больше усугубляет его состояние. Герой оказывается перед выбором⁚ продолжать жить во лжи или принять наказание и начать путь к искуплению.
Таким образом, четвертая часть «Преступления и наказания» является ключевой в развитии сюжета и характеров персонажей. Она подводит читателя к кульминации романа, где Раскольникову предстоит сделать выбор, который определит его дальнейшую судьбу.
Описание комнаты Сони, ее слов о Катерине Ивановне — все это создает невероятно сильную атмосферу безысходности и надежды одновременно.
Очень сильная сцена! Достоевский мастерски передает душевные муки Раскольникова и контрастирует их с непоколебимой верой Сони. Трагично и прекрасно одновременно.
Интересно, что Раскольников ищет у Сони поддержки, но находит только то, что еще больше мучает его совесть.
Встреча Раскольникова и Сони — один из ключевых моментов романа. Именно здесь начинается путь к раскаянию главного героя.
Меня поражает способность Сони прощать. Несмотря на все страдания, она сохраняет любовь и сострадание даже к тем, кто ее обидел.