Вступление
Роман Николая Чернышевского «Что делать?» ⸺ одно из самых значимых произведений русской литературы XIX века․ Написанный в 1863 году‚ он сразу же вызвал ожесточенные споры в обществе и до сих пор не оставляет равнодушным․
Загадочное начало
Роман «Что делать?» начинается с интригующего события‚ которое сразу же погружает читателя в атмосферу тайны и неизвестности․ 11 июля 1856 года в одной из петербургских гостиниц происходит загадочное происшествие․ Незнакомый постоялец‚ сняв комнату и заказав скромный ужин‚ оставляет записку с просьбой не беспокоить его до утра․
Однако‚ когда на следующее утро слуга пытается попасть в номер‚ дверь оказывается запертой изнутри․ Обеспокоенный персонал гостиницы вызывает полицию‚ и после взлома двери обнаруживается пустая комната и еще одна записка․ В ней постоялец сообщает‚ что вскоре его «услышат» на Литейном мосту и просит «не иметь подозрений»․
В ту же ночь на Литейном мосту раздается выстрел․ Свидетели происшествия‚ среди которых были и караульные‚ бросились на поиски‚ но тело так и не было найдено․ Лишь из Невы удалось выловить простреленную фуражку․ Это событие становится главной темой для обсуждений в городе‚ порождая множество слухов и домыслов․
Читатель‚ заинтригованный таинственным началом‚ с нетерпением ждет разгадки⁚ кто был этот загадочный постоялец‚ и что на самом деле произошло на Литейном мосту? Чернышевский мастерски нагнетает атмосферу загадочности‚ используя прием ложного следа․ Он умело отвлекает внимание читателя от истинных проблем‚ которые будут подниматься в романе‚ заставляя сначала ломать голову над детективной интригой․
Однако‚ уже первые главы «Что делать?» дают понять‚ что перед нами не просто развлекательный роман․ За внешней оболочкой детективного сюжета скрываются глубокие философские и социальные проблемы‚ волновавшие российское общество того времени․
История Веры Павловны
В центре повествования романа «Что делать?» находится молодая девушка Вера Павловна Розальская․ Чернышевский рисует портрет незаурядной личности‚ стремящейся к свободе и независимости в условиях патриархальной России XIX века․ Жизнь Веры Павловны с ранних лет протекает в атмосфере мещанского быта и лицемерия․
Ее мать‚ Мария Алексеевна‚ женщина властная и расчетливая‚ видит в дочери лишь средство для достижения собственного благополучия․ Мечтая выгодно выдать Веру замуж‚ она не считается с чувствами дочери‚ пытаясь сосватать ее за богатого и развратного офицера Сторешников․
Душная атмосфера родительского дома‚ отсутствие перспектив и личной свободы угнетают Веру․ Она страстно желает вырваться из-под гнета материнской тирании и найти свое место в жизни․ Судьба сводит ее с Дмитрием Лопуховым‚ студентом-медиком‚ который становится для нее не только учителем‚ но и настоящим другом и единомышленником․
Лопухов‚ разделяющий передовые взгляды на положение женщины в обществе‚ предлагает Вере фиктивный брак‚ чтобы помочь ей вырваться из-под опеки матери и обрести независимость․ Этот смелый и неординарный шаг становится поворотным пунктом в судьбе Веры Павловны․
Освободившись от родительской власти‚ Вера начинает новую жизнь․ Она с энтузиазмом берется за реализацию своих идей‚ открывает швейную мастерскую‚ основанную на принципах равноправия и справедливости․ Мастерская становится не просто источником дохода‚ но и настоящим делом ее жизни‚ где она может проявить свои способности и помогать другим женщинам‚ оказавшимся в трудном положении․
История Веры Павловны – это история борьбы за свободу и независимость‚ за право женщины на самореализацию и счастье․ Чернышевский создает образ «новой женщины»‚ которая не боится бросить вызов общественным устоям и идти своим путем․
Новая жизнь
Фиктивный брак с Лопуховым становится для Веры Павловны началом новой жизни‚ полной открытий и свершений․ Обретя долгожданную свободу‚ она с головой погружается в мир новых идей и возможностей․ Отношения с Лопуховым строятся на принципах взаимного уважения‚ равенства и доверия‚ что было неслыханно для того времени․
Вера Павловна не желает быть просто «женой своего мужа»‚ она стремится к самостоятельности и самореализации․ С помощью Лопухова и его друга‚ Александра Кирсанова‚ она открывает швейную мастерскую‚ где девушки могут не только зарабатывать себе на жизнь‚ но и чувствовать себя свободно и независимо․
Мастерская Веры Павловны становится воплощением ее идеалов․ Здесь царит атмосфера товарищества и взаимопомощи‚ отсутствует эксплуатация и деспотизм․ Девушки‚ работающие в мастерской‚ сами распоряжаются своим заработком‚ участвуют в принятии решений и имеют возможность для саморазвития․
Постепенно мастерская превращается в своего рода коммуну‚ где люди объединены общими идеалами и стремлением к созданию нового‚ более справедливого общества․ Вера Павловна находит свое истинное призвание в служении общему благу‚ в помощи людям и распространении передовых идей․
Однако‚ новая жизнь Веры Павловны не лишена испытаний․ Ее нетрадиционный образ жизни и независимость вызывают осуждение со стороны консервативного общества‚ а фиктивный брак с Лопуховым создает немало сложностей и недоразумений․
Сны Веры
Сны в романе «Что делать?» играют особую роль․ Чернышевский использует их как художественный прием‚ позволяющий заглянуть в подсознание героев‚ раскрыть их мысли‚ чувства и стремления․ Особенно важны сны главной героини‚ Веры Павловны‚ которые становятся своеобразными вехами на ее пути к новой жизни․
Первый сон Веры Павловны является своеобразным прологом к ее освобождению; Она видит себя запертой в темном‚ сыром подвале‚ символизирующем ее прежнюю жизнь‚ полную ограничений и условностей․ Внезапно Вера освобождается из заточения и оказывается на просторе‚ в окружении подруг‚ которые также сбросили с себя оковы․ Этот сон предвещает ее скорый уход из дома и начало самостоятельной жизни․
Второй сон Веры Павловны‚ более сложный и многогранный‚ носит аллегорический характер․ В нем она видит «прекрасную незнакомку»‚ олицетворяющую собой любовь и свободу․ Незнакомка рассказывает Вере о «новом человеке» и «новой жизни»‚ основанных на принципах разума‚ справедливости и равноправия․ Этот сон становится для Веры Павловны своеобразным програмным документом‚ определяющим ее дальнейший жизненный путь․
Третий сон Веры Павловны тесно связан с ее общественной деятельностью․ Она видит себя в окружении работниц своей мастерской‚ которые с радостью и энтузиазмом трудятся на благо общества․ Этот сон символизирует успех ее начинаний и утверждает идею о возможности построения гармоничных отношений между людьми‚ основанных на принципах сотрудничества и взаимопомощи․
Сны Веры Павловны не просто отражают ее внутренний мир‚ но и являются важным элементом композиции романа․ Они подчеркивают основные этапы эволюции героини‚ ее становление как личности и борца за социальную справедливость․
Коротко о главных персонажах
Роман «Что делать?» населен яркими и запоминающимися персонажами‚ каждый из которых воплощает определенный тип личности и мировоззрения․ Чернышевский не просто создает образы‚ он наделяет их голосом‚ идеями‚ заставляя читателя задуматься о важных социальных и нравственных проблемах того времени․
Вера Павловна Розальская
Главная героиня романа‚ Вера Павловна‚ – это образ «новой женщины»‚ стремящейся к свободе‚ независимости и самореализации․ Она не желает мириться с традиционной ролью жены и матери‚ ее душа жаждет знаний‚ творчества и общественно полезного труда․ Вера Павловна умна‚ решительна‚ обладает сильным характером и предпринимательской жилкой․ Она не боится бросить вызов общественным устоям‚ отстаивая свое право на счастье и свободу выбора․
Дмитрий Сергеевич Лопухов
Дмитрий Лопухов – молодой человек из разночинной среды‚ студент-медик‚ разделяющий революционно-демократические взгляды․ Он умен‚ образован‚ благороден и самоотвержен․ Лопухов становится для Веры Павловны не только мужем‚ но и наставником‚ помогая ей вырваться из-под гнета семьи и найти свой путь в жизни․ Он готов на самопожертвование ради счастья любимой женщины‚ даже если это означает для него отказ от собственного счастья․
Александр Матвеевич Кирсанов
Александр Кирсанов – близкий друг Лопухова‚ также студент-медик‚ увлеченный наукой и проблемами социального переустройства․ Он честен‚ прямолинеен‚ обладает острым умом и чувством справедливости․ Кирсанов становится для Веры Павловны не только другом и единомышленником‚ но и объектом ее глубокой и искренней любви․
Мария Алексеевна Розальская
Мать Веры Павловны‚ Мария Алексеевна‚ – типичная представительница мещанской среды‚ для которой главными ценностями в жизни являются деньги и социальный статус․ Она властная‚ расчетливая‚ лицемерная и жестокая по отношению к собственной дочери‚ которую воспринимает как средство для достижения своих корыстных целей․
Михаил Иванович Сторешников
Михаил Сторешников – антипод Лопухова и Кирсанова‚ представитель «старого мира»‚ развращенный и безнравственный барин‚ для которого женщина – лишь объект для удовлетворения своих низменных инстинктов․ Он пытается добиться расположения Веры Павловны‚ используя при этом самые подлые и бесчестные методы․
Второстепенные персонажи романа также играют важную роль в развитии сюжета и раскрытии идейного замысла автора․ Они создают широкую панораму российской действительности XIX века‚ показывая разнообразие человеческих типов‚ судеб и мировоззрений․
Краткий вывод
Роман Николая Чернышевского «Что делать?» — это не просто любовная история‚ а глубокое философское и социальное произведение‚ отразившее дух перемен и стремление к новому устройству общества в России XIX века․ Автор ставит перед читателем сложные вопросы о смысле жизни‚ счастье‚ любви‚ социальном неравенстве и путях его преодоления․
Главная идея романа заключается в утверждении права человека на свободу‚ самостоятельность и счастье․ Чернышевский показывает‚ что счастье — это не дар свыше‚ а результат сознательного выбора и активной жизненной позиции․ Он призывает к созданию нового общества‚ основанного на принципах разума‚ справедливости‚ равенства и сотрудничества․
Роман «Что делать?» произвел огромное впечатление на современников․ Он стал своеобразным манифестом для русской интеллигенции‚ вдохновив многих на борьбу за социальные преобразования․ Образы романа‚ такие как Вера Павловна‚ Лопухов и Кирсанов‚ стали символами нового времени‚ носителями передовых идей и стремлений․
Несмотря на то‚ что роман был написан более 150 лет назад‚ он не теряет своей актуальности и в наши дни․ Вопросы‚ поднятые Чернышевским‚ о смысле жизни‚ о свободе выбора‚ о социальной справедливости‚ по-прежнему волнуют людей․ Роман «Что делать?» заставляет задуматься о том‚ как мы живем‚ к чему стремимся и что можем сделать‚ чтобы изменить мир к лучшему․
Важно отметить‚ что роман «Что делать?» не дает готовых ответов на все вопросы․ Чернышевский не столько инструктирует‚ сколько заставляет думать‚ анализировать‚ искать свой собственный путь․ Именно в этом и заключается главная ценность этого произведения , оно не дает догм‚ а пробуждает сознание‚ призывая к самостоятельному поиску истины․
В заключение можно сказать‚ что «Что делать?» — это не просто книга‚ а явление в русской культуре‚ оказавшее огромное влияние на формирование общественной мысли и развитие литературы․ Это роман‚ который стоит прочитать каждому‚ кто хочет лучше понять себя и окружающий мир․
Тема любви, скорее всего, будет одной из ключевых в романе. Интересно, как Чернышевский раскроет ее в контексте социальных проблем.
Заинтригована! С нетерпением жду продолжения.
Образ Веры Павловны обещает быть интересным. С нетерпением жду развития ее истории и того, как она будет связана с основным сюжетом.
Роман «Что делать?» актуален и в наше время. Вечные вопросы о смысле жизни, любви, справедливости не теряют своей актуальности.
Люблю русскую классику! «Что делать?» — одно из тех произведений, которые должен прочитать каждый.
Захватывающее начало! Интрига с таинственным постояльцем сразу же приковывает внимание. Чернышевский мастерски играет с читателем, умело нагнетая атмосферу загадочности.
Чернышевский мастерски владеет словом! Язык романа богат и выразителен, читать одно удовольствие.
Интересно, как Чернышевский переплетает детективную линию с глубокими философскими и социальными проблемами. Уже с первых страниц чувствуется, что роман не так прост, как кажется на первый взгляд.
Слышала много споров вокруг этого произведения. Интересно будет составить собственное мнение.