Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
Трагедия А.С. Пушкина повествует о двух композиторах — Сальери и Моцарте. Сальери, добившийся успеха упорным трудом, завидует гению Моцарта, которому всё дается легко. Эта зависть толкает его на страшное преступление — убийство.
Зависть Сальери
Антонио Сальери, признанный композитор, уважаемый придворный музыкант, в начале пьесы предстает перед нами в муках глубокой душевной борьбы. Он, с детства посвятивший себя музыке, отрекшийся от всех радостей жизни ради искусства, мучительно завидует Моцарту. Ему, Сальери, приходилось годами оттачивать свое мастерство, упорно трудиться, чтобы достичь совершенства. А Моцарт? Моцарт — баловень судьбы, которому гениальность дарована просто так, как милость свыше.
Сальери не может примириться с этой несправедливостью. Он восхищается талантом Моцарта, но это восхищение отравлено ядом зависти. Слушая игру Моцарта, он произносит⁚ «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Но это восхищение лишь усиливает боль Сальери, ему невыносима мысль о том, что он, так много работавший над собой, никогда не сможет достичь той легкости, той божественной искренности, которая присуща музыке Моцарта.
Зависть толкает Сальери на страшные мысли. Он начинает думать о Моцарте как о легкомысленном прожигателе жизни, недостойном своего дара. Сальери убеждает себя, что Моцарт не ценит свой талант, раз растрачивает себя на пустяки, общается с бездарными музыкантами. Эта мысль становится для Сальери своеобразным оправданием его черного замысла.
Встреча композиторов
Их встреча начинается с рассказа Моцарта о забавном случае. По дороге к Сальери он встретил уличного скрипача, слепого старика, который неумело, комично пытался исполнить арию из его, Моцарта, оперы «Дон Жуан». Моцарт, к ужасу Сальери, находит эту ситуацию забавной. Он даже заплатил старику, чтобы тот еще немного посмешил его своей игрой.
Эта сцена ярко иллюстрирует пропасть, разделяющую двух композиторов. Моцарт, для которого музыка — это живой родник вдохновения, не может сердиться на старика. Он видит в его игре не фальшь и убожество, а трогательное стремление к прекрасному. Сальери же, воспринимающий музыку как результат титанического труда, возмущен кощунственным отношением к высокому искусству.
Далее Моцарт показывает Сальери свое новое произведение и делится мрачными мыслями, навеянными работой над заказанным ему «Реквиемом». Сальери потрясен красотой музыки, но зависть в его сердце разгорается с новой силой. Он принимает спонтанное решение — отравить Моцарта.
Эта встреча, ключевой момент в трагедии. На наших глазах зависть превращается в разрушительную силу, толкающую Сальери на ужасный поступок.
Гений и злодейство
Эта фраза, произнесенная Моцартом в кульминационный момент трагедии, выражает ее главный философский вопрос⁚ совместимы ли гениальность и злодейство? Моцарт, не подозревающий о черных мыслях Сальери, уверенно отвечает⁚ «нет». Он восхищается талантом Бомарше, известного драматурга, и отказывается верить слухам о том, что тот был причастен к отравлению. «Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство — две вещи несовместные», — говорит Моцарт.
Сальери же, напротив, оправдывает свое преступление именно гениальностью Моцарта. Он убеждает себя, что убив Моцарта, он спасет мир от несправедливости, от мучительного неравенства талантов. Сальери видит себя орудием высшей справедливости, призванным наказать судьбу за то, что она так щедро одарила Моцарта, не дав ему, Сальери, и малой доли его дара.
Однако финал трагедии опровергает иллюзорные оправдания Сальери. Убив Моцарта, он не обретает покоя. Напротив, его душа разрывается от невыносимых мук совести. «Не могу дышать... тяжело... как будто тяжкий молот... гений… и злодейство... две вещи несовместные..;» — бормочет он, слушая предсмертную игру Моцарта.
Реквием Моцарта
Тема «Реквиема», заупокойной мессы — проходит через всю трагедию, создавая атмосферу тревоги и обреченности. Уже в начале пьесы Моцарт, делясь с Сальери своими мрачными предчувствиями, упоминает о таинственном заказе на «Реквием». Неизвестный человек в черном заказал ему это произведение и с тех пор не дает о себе знать. Моцарт, обычно веселый и беззаботный, признается, что эта история не дает ему покоя.
Работа над «Реквиемом» становится для Моцарта предчувствием собственной смерти. Он пишет его с необычайным вдохновением, словно предвидя свою скорую кончину. Музыка «Реквиема» — это прощание гения с жизнью, полное трагизма и одновременно какой-то неземной красоты.
В финале трагедии, уже отравленный Сальери, Моцарт садится за фортепиано и начинает играть «Реквием». Музыка звучит особенно пронзительно, она словно предвещает трагическую развязку. Сальери, слушая ее, испытывает не только угрызения совести, но и восхищение гением своего друга. Он понимает, что убил не просто человека, а великого художника, чьё творчество было даром небес.
Трагический финал
Развязка трагедии наступает в трактире, куда Сальери приглашает Моцарта на обед. Именно там, под звуки веселья и беззаботной болтовни, Сальери осуществляет свой страшный замысел. Он бросает яд в бокал Моцарта, и тот, ничего не подозревая, выпивает его.
Моцарт, чувствуя действие яда, бледнеет и жалуется на недомогание. Но он все еще не понимает, что происходит, и списывает свое состояние на усталость и тревожные мысли, связанные с «Реквиемом». Сальери же мучается угрызениями совести, но старается скрыть свое волнение. Он слушает предсмертную игру Моцарта с смесью восхищения и ужаса, понимая, что стал свидетелем и виновником гибели гения.
Смерть Моцарта не приносит Сальери облегчения. Напротив, он остается наедине со своей совестью, раздираемый противоречивыми чувствами. Он пытает себя вопросом⁚ имел ли он право отнять жизнь у гения? Был ли он орудием высшей справедливости или орудием собственной зависти? Финал трагедии оставляет этот вопрос открытым, заставляя читателя задуматься о природе гениальности, о цене творчества и о том, на что способен человек в попытке оправдать свои низменные страсти.
Коротко о главных персонажах
Антонио Сальери
Сальери ౼ центральный персонаж трагедии, сложная и противоречивая личность. Он — признанный композитор, придворный музыкант, добившийся успеха благодаря своему трудолюбию, усидчивости и преданности искусству. Сальери с юных лет посвятил себя музыке, отказавшись от всех радостей жизни ради достижения мастерства. Он изучал музыкальную гармонию как точную науку, стремясь постичь все ее тайны и законы.
Однако встреча с Моцартом, гениальность которого кажется Сальери даром свыше, становится для него роковой. Зависть, которую он испытывает к легкости и естественности таланта Моцарта, разрушает его изнутри. Сальери начинает сомневаться в справедливости мира, в смысле собственного труда, в цене искусства, которому он посвятил жизнь.
В попытках оправдать свой страшный поступок Сальери пытается убедить себя, что он действует во имя высокой цели — спасти мир от несправедливого распределения талантов. Он видит в Моцарте не только гения, но и легкомысленного гуляку, не способного оценить величие своего дара. Однако убийство Моцарта не приносит Сальери ни облегчения, ни удовлетворения. Напротив, он остается один на один со своей совестью, раздираемый ужасными угрызениями.
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт , гениальный композитор, антитеза Сальери. Он наделен непосредственностью, легкостью восприятия мира, его музыка — это отражение его чистой и светлой души. Моцарт не знает мучительных поисков вдохновения, музыка льется из него легко и естественно, как пение птицы. Он не придает значения славе, деньгам, он творит потому, что не может не творить, потому что музыка — это его суть.
Моцарт доверчив и открыт миру, он не замечает зависти и коварства Сальери. Он видит в нем друга и коллегу, с которым можно поговорить о музыке, поделиться своими творческими идеями. Моцарт живет в своем мире, где нет места злу и предательству, и эта незащищенность делает его трагической фигурой. Он погибает от руки того, кого считал своим другом, не понимая до конца, что с ним произошло.
Краткий вывод
Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» — это не просто история о преступлении и наказании. Это глубокое философское размышление о природе гениальности, о цене творчества, о противоречивости человеческой души, способной вместить в себя и восхищение, и зависть, и любовь к искусству, и готовность на все ради достижения своих целей.
Сальери, центральный персонаж трагедии, — это сложный и противоречивый образ. Он не однозначный злодей, он — жертва собственных амбиций, человек, которого разрушила зависть к недостижимому гению. Сальери искренне любит музыку, он посвятил ей всю свою жизнь, но он не может смириться с тем, что Моцарту, которому, как ему кажется, все дается легко и просто, доступны такие вершины творчества, о которых он, Сальери, может только мечтать.
Моцарт же предстает в трагедии как воплощение чистого искусства, не отягощенного земными страстями. Он творит не ради славы или признания, а потому, что не может не творить. Музыка — это его стихия, его воздух, без которого он не может существовать.
Трагедия «Моцарт и Сальери» — это вечное напоминание о том, что гениальность , это не только дар, но и тяжелое бремя. Это история о том, как разрушительна может быть зависть и к каким трагическим последствиям она может привести.
Трагедия Пушкина заставляет задуматься о природе гениальности и о том, как далеко может завести человека зависть. Сальери, одержимый своим чувством, становится жертвой собственных страстей.
Финал трагедии оставляет тяжелое впечатление. Сальери так и не находит покоя, его мучает совесть. Это ли не самое страшное наказание?
Язык Пушкина в этой пьесе просто великолепен! Каждый диалог, каждый монолог — это шедевр.
“Моцарт и Сальери” — это не просто история о преступлении, это размышление о цене творчества, о том, как по-разному люди относятся к своему дару.
Интересно, что Пушкин не делает Сальери однозначно отрицательным персонажем. Он показан как человек глубоких чувств, раздираемый противоречиями.
Эта трагедия актуальна и в наши дни. Зависть, к сожалению, никуда не исчезла, и она по-прежнему толкает людей на ужасные поступки.
Противопоставление Моцарта и Сальери — это противопоставление двух мировоззрений, двух подходов к искусству.