Зависть и Гений: Трагедия Моцарта и Сальери

Зависть и Гений: Трагедия Моцарта и Сальери Краткие пересказы

Краткое содержание «Моцарт и Сальери»

Трагедия А.​С.​ Пушкина повествует о двух композиторах — Сальери и Моцарте.​ Сальери, добившийся успеха упорным трудом, завидует гению Моцарта, которому всё дается легко.​ Эта зависть толкает его на страшное преступление — убийство.​

Зависть Сальери

Антонио Сальери, признанный композитор, уважаемый придворный музыкант, в начале пьесы предстает перед нами в муках глубокой душевной борьбы.​ Он, с детства посвятивший себя музыке, отрекшийся от всех радостей жизни ради искусства, мучительно завидует Моцарту. Ему, Сальери, приходилось годами оттачивать свое мастерство, упорно трудиться, чтобы достичь совершенства.​ А Моцарт?​ Моцарт — баловень судьбы, которому гениальность дарована просто так, как милость свыше.​

Сальери не может примириться с этой несправедливостью.​ Он восхищается талантом Моцарта, но это восхищение отравлено ядом зависти.​ Слушая игру Моцарта, он произносит⁚ «Какая глубина!​ Какая смелость и какая стройность!​ Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь».​ Но это восхищение лишь усиливает боль Сальери, ему невыносима мысль о том, что он, так много работавший над собой, никогда не сможет достичь той легкости, той божественной искренности, которая присуща музыке Моцарта.​

Зависть толкает Сальери на страшные мысли.​ Он начинает думать о Моцарте как о легкомысленном прожигателе жизни, недостойном своего дара.​ Сальери убеждает себя, что Моцарт не ценит свой талант, раз растрачивает себя на пустяки, общается с бездарными музыкантами.​ Эта мысль становится для Сальери своеобразным оправданием его черного замысла.​

Встреча композиторов

Их встреча начинается с рассказа Моцарта о забавном случае.​ По дороге к Сальери он встретил уличного скрипача, слепого старика, который неумело, комично пытался исполнить арию из его, Моцарта, оперы «Дон Жуан». Моцарт, к ужасу Сальери, находит эту ситуацию забавной.​ Он даже заплатил старику, чтобы тот еще немного посмешил его своей игрой.​

Эта сцена ярко иллюстрирует пропасть, разделяющую двух композиторов. Моцарт, для которого музыка — это живой родник вдохновения, не может сердиться на старика.​ Он видит в его игре не фальшь и убожество, а трогательное стремление к прекрасному.​ Сальери же, воспринимающий музыку как результат титанического труда, возмущен кощунственным отношением к высокому искусству.​

Далее Моцарт показывает Сальери свое новое произведение и делится мрачными мыслями, навеянными работой над заказанным ему «Реквиемом».​ Сальери потрясен красотой музыки, но зависть в его сердце разгорается с новой силой. Он принимает спонтанное решение — отравить Моцарта.​

Эта встреча, ключевой момент в трагедии.​ На наших глазах зависть превращается в разрушительную силу, толкающую Сальери на ужасный поступок.​

Гений и злодейство

Эта фраза, произнесенная Моцартом в кульминационный момент трагедии, выражает ее главный философский вопрос⁚ совместимы ли гениальность и злодейство?​ Моцарт, не подозревающий о черных мыслях Сальери, уверенно отвечает⁚ «нет».​ Он восхищается талантом Бомарше, известного драматурга, и отказывается верить слухам о том, что тот был причастен к отравлению.​ «Он же гений, как ты да я.​ А гений и злодейство — две вещи несовместные», — говорит Моцарт.​

Сальери же, напротив, оправдывает свое преступление именно гениальностью Моцарта. Он убеждает себя, что убив Моцарта, он спасет мир от несправедливости, от мучительного неравенства талантов.​ Сальери видит себя орудием высшей справедливости, призванным наказать судьбу за то, что она так щедро одарила Моцарта, не дав ему, Сальери, и малой доли его дара.

Однако финал трагедии опровергает иллюзорные оправдания Сальери.​ Убив Моцарта, он не обретает покоя. Напротив, его душа разрывается от невыносимых мук совести. «Не могу дышать.​.​.​ тяжело.​.​.​ как будто тяжкий молот.​.​.​ гений…​ и злодейство.​.​.​ две вещи несовместные..​;» — бормочет он, слушая предсмертную игру Моцарта.​

Реквием Моцарта

Тема «Реквиема», заупокойной мессы — проходит через всю трагедию, создавая атмосферу тревоги и обреченности.​ Уже в начале пьесы Моцарт, делясь с Сальери своими мрачными предчувствиями, упоминает о таинственном заказе на «Реквием».​ Неизвестный человек в черном заказал ему это произведение и с тех пор не дает о себе знать. Моцарт, обычно веселый и беззаботный, признается, что эта история не дает ему покоя.​

Работа над «Реквиемом» становится для Моцарта предчувствием собственной смерти. Он пишет его с необычайным вдохновением, словно предвидя свою скорую кончину.​ Музыка «Реквиема» — это прощание гения с жизнью, полное трагизма и одновременно какой-то неземной красоты.​

В финале трагедии, уже отравленный Сальери, Моцарт садится за фортепиано и начинает играть «Реквием».​ Музыка звучит особенно пронзительно, она словно предвещает трагическую развязку.​ Сальери, слушая ее, испытывает не только угрызения совести, но и восхищение гением своего друга.​ Он понимает, что убил не просто человека, а великого художника, чьё творчество было даром небес.

Трагический финал

Развязка трагедии наступает в трактире, куда Сальери приглашает Моцарта на обед.​ Именно там, под звуки веселья и беззаботной болтовни, Сальери осуществляет свой страшный замысел.​ Он бросает яд в бокал Моцарта, и тот, ничего не подозревая, выпивает его.​

Моцарт, чувствуя действие яда, бледнеет и жалуется на недомогание.​ Но он все еще не понимает, что происходит, и списывает свое состояние на усталость и тревожные мысли, связанные с «Реквиемом».​ Сальери же мучается угрызениями совести, но старается скрыть свое волнение.​ Он слушает предсмертную игру Моцарта с смесью восхищения и ужаса, понимая, что стал свидетелем и виновником гибели гения.​

Смерть Моцарта не приносит Сальери облегчения.​ Напротив, он остается наедине со своей совестью, раздираемый противоречивыми чувствами.​ Он пытает себя вопросом⁚ имел ли он право отнять жизнь у гения?​ Был ли он орудием высшей справедливости или орудием собственной зависти?​ Финал трагедии оставляет этот вопрос открытым, заставляя читателя задуматься о природе гениальности, о цене творчества и о том, на что способен человек в попытке оправдать свои низменные страсти.​

Коротко о главных персонажах

Антонио Сальери

Сальери ౼ центральный персонаж трагедии, сложная и противоречивая личность. Он — признанный композитор, придворный музыкант, добившийся успеха благодаря своему трудолюбию, усидчивости и преданности искусству.​ Сальери с юных лет посвятил себя музыке, отказавшись от всех радостей жизни ради достижения мастерства. Он изучал музыкальную гармонию как точную науку, стремясь постичь все ее тайны и законы.​

Однако встреча с Моцартом, гениальность которого кажется Сальери даром свыше, становится для него роковой.​ Зависть, которую он испытывает к легкости и естественности таланта Моцарта, разрушает его изнутри.​ Сальери начинает сомневаться в справедливости мира, в смысле собственного труда, в цене искусства, которому он посвятил жизнь.​

В попытках оправдать свой страшный поступок Сальери пытается убедить себя, что он действует во имя высокой цели — спасти мир от несправедливого распределения талантов.​ Он видит в Моцарте не только гения, но и легкомысленного гуляку, не способного оценить величие своего дара.​ Однако убийство Моцарта не приносит Сальери ни облегчения, ни удовлетворения.​ Напротив, он остается один на один со своей совестью, раздираемый ужасными угрызениями.​

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт , гениальный композитор, антитеза Сальери. Он наделен непосредственностью, легкостью восприятия мира, его музыка — это отражение его чистой и светлой души.​ Моцарт не знает мучительных поисков вдохновения, музыка льется из него легко и естественно, как пение птицы.​ Он не придает значения славе, деньгам, он творит потому, что не может не творить, потому что музыка — это его суть.​

Моцарт доверчив и открыт миру, он не замечает зависти и коварства Сальери. Он видит в нем друга и коллегу, с которым можно поговорить о музыке, поделиться своими творческими идеями. Моцарт живет в своем мире, где нет места злу и предательству, и эта незащищенность делает его трагической фигурой.​ Он погибает от руки того, кого считал своим другом, не понимая до конца, что с ним произошло.​

Краткий вывод

Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» — это не просто история о преступлении и наказании.​ Это глубокое философское размышление о природе гениальности, о цене творчества, о противоречивости человеческой души, способной вместить в себя и восхищение, и зависть, и любовь к искусству, и готовность на все ради достижения своих целей.​

Сальери, центральный персонаж трагедии, — это сложный и противоречивый образ.​ Он не однозначный злодей, он — жертва собственных амбиций, человек, которого разрушила зависть к недостижимому гению.​ Сальери искренне любит музыку, он посвятил ей всю свою жизнь, но он не может смириться с тем, что Моцарту, которому, как ему кажется, все дается легко и просто, доступны такие вершины творчества, о которых он, Сальери, может только мечтать.​

Моцарт же предстает в трагедии как воплощение чистого искусства, не отягощенного земными страстями. Он творит не ради славы или признания, а потому, что не может не творить.​ Музыка — это его стихия, его воздух, без которого он не может существовать.​

Трагедия «Моцарт и Сальери» — это вечное напоминание о том, что гениальность , это не только дар, но и тяжелое бремя.​ Это история о том, как разрушительна может быть зависть и к каким трагическим последствиям она может привести.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Трагедия Пушкина заставляет задуматься о природе гениальности и о том, как далеко может завести человека зависть. Сальери, одержимый своим чувством, становится жертвой собственных страстей.

  2. Дмитрий

    Финал трагедии оставляет тяжелое впечатление. Сальери так и не находит покоя, его мучает совесть. Это ли не самое страшное наказание?

  3. Анна

    Язык Пушкина в этой пьесе просто великолепен! Каждый диалог, каждый монолог — это шедевр.

  4. Елена

    “Моцарт и Сальери” — это не просто история о преступлении, это размышление о цене творчества, о том, как по-разному люди относятся к своему дару.

  5. Михаил

    Интересно, что Пушкин не делает Сальери однозначно отрицательным персонажем. Он показан как человек глубоких чувств, раздираемый противоречиями.

  6. Ирина

    Эта трагедия актуальна и в наши дни. Зависть, к сожалению, никуда не исчезла, и она по-прежнему толкает людей на ужасные поступки.

  7. Сергей

    Противопоставление Моцарта и Сальери — это противопоставление двух мировоззрений, двух подходов к искусству.