Моцарт и Сальери⁚ краткое содержание пушкин пересказ
Трагедия Пушкина повествует о двух композиторах, Сальери и Моцарте, и их сложном противостоянии. Сальери, видя в музыке ремесло, завидует гению Моцарта, считая его дар незаслуженным. Ослепленный завистью, Сальери решается на страшный поступок, отравляет Моцарта. Финал трагедии остается открытым, оставляя читателя размышлять над вопросами морали, творчества и цены гениальности.
Сальери⁚ путь к музыке через ремесло
Сальери, герой трагедии Пушкина, представляет собой тип человека, для которого музыка – не божественный дар, а результат упорного труда, строгих правил и математических расчетов. С ранних лет, услышав чарующие звуки органа, он посвятил себя искусству, отказавшись от детских забав и праздности. Путь Сальери – это путь ремесленника, который годами оттачивает свое мастерство, постигая секреты гармонии и контрапункта. Он верит, что гений – это не более чем упорный труд, помноженный на годы обучения и практики.
Сальери гордится своим трудолюбием, своей способностью подчинять музыку своей воле. Он скрупулезно изучает партитуры великих мастеров, анализирует их приемы, стремясь постичь тайну их гениальности. И в этом кроется его трагедия. Сталкиваясь с Моцартом, чья музыка льется легко и непринужденно, как пение птиц, Сальери испытывает не восхищение, а жгучую зависть. Он не может принять того факта, что гений Моцарта – это дар, не требующий титанических усилий, которые прилагает сам Сальери. В его глазах Моцарт – баловень судьбы, не ценящий свой дар, расточающий его на пустяки.
Таким образом, Сальери олицетворяет собой рациональный подход к искусству, где нет места божественному вдохновению, а есть лишь упорный труд и стремление к совершенству. Он – мастер своего дела, но мастерство это мертво, лишено искры гения, которая озаряет музыку Моцарта.
Гений Моцарта⁚ дар или проклятие?
В трагедии Пушкина Моцарт предстает перед нами как олицетворение чистого, непосредственного гения. Музыка для него ‒ не тяжелая работа, а естественная потребность души, способ выразить переполняющие его чувства и образы. Он творит легко и свободно, будто играючи, не задумываясь о правилах и канонах. Гениальные мелодии рождаются в его воображении сами собой, как по волшебству.
Однако Пушкин не идеализирует образ Моцарта. Он показывает его беспечным, даже легкомысленным. Моцарт не придает большого значения своему дару, считая его чем-то само собой разумеющимся. Он небрежен к славе, к признанию, к тому, к чему так страстно стремится Сальери. Эта беспечность, эта неспособность понять мучительные поиски и терзания Сальери еще больше разжигает пламя зависти в душе последнего.
Возникает вопрос⁚ является ли гений Моцарта только благословением, или же он несет в себе и оттенок проклятия? Ведь Моцарт, обладающий божественным даром, остается беспомощным перед низменными страстями, бушующими в мире. Он наивен, доверчив, не способен разглядеть зависть и злобу в сердце Сальери, которого считает своим другом. И эта беззащитность гения приводит его к трагической гибели.
Таким образом, Пушкин показывает нам двойственную природу гения. Это и великий дар, и тяжкое бремя, делающее человека уязвимым перед лицом мира, полного зависти и злобы.
Зависть Сальери⁚ противостояние таланта и труда
В основе трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» лежит конфликт между двумя типами творцов, двумя взглядами на искусство. Сальери, представляющий рациональное начало, противопоставлен Моцарту, олицетворяющему божественный дар, необъяснимый с точки зрения логики и разума.
Сальери всю свою жизнь посвятил музыке, отказался от всего ради достижения совершенства. Он упорно трудился, изучал законы гармонии, анализировал произведения великих мастеров. И вот, достигнув вершин мастерства, он сталкивается с Моцартом, для которого музыка – не результат кропотливого труда, а дар, льющийся из него легко и свободно.
Эта несправедливость, эта невозможность объяснить гений Моцарта с точки зрения привычных Сальери категорий, порождает в его душе разрушительную зависть. Он не может смириться с тем, что Моцарт, казалось бы, не прилагая никаких усилий, создает шедевры, тогда как ему самому приходится годами оттачивать свое мастерство.
Зависть Сальери усугубляется еще и тем, что он видит в Моцарте не только гениального музыканта, но и легкомысленного, беспечного человека, не осознающего ценности своего дара. И эта несправедливость, эта неумолимая логика противостояния таланта и труда толкают Сальери на страшный грех – убийство.
Отравление Моцарта⁚ кульминация трагедии
Кульминацией трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» становится сцена отравления Моцарта. Зависть, годами разъедавшая душу Сальери, достигает своего апогея. Он больше не в силах выносить мысль о том, что гений Моцарта остаётся непостижимым для него, необъяснимым с точки зрения его рационального мировоззрения. Сальери решается на страшный грех, пытаясь восстановить справедливость, наказать того, кто, по его мнению, недостоин своего дара.
Эта сцена пронизана атмосферой нарастающего напряжения и трагизма. Моцарт, ничего не подозревающий о злых умыслах Сальери, приходит к нему как к другу, чтобы поделиться своей новой мелодией, Реквиемом. Он играет ее, не замечая, как меняется в лице Сальери, как нарастает в его душе буря противоречивых чувств.
Отравление происходит незаметно, буднично. Сальери подсыпает яд в бокал Моцарта, прикрываясь маской дружеского участия. И в этот момент перед нами разворачивается вся глубина трагедии Сальери⁚ он сам становится жертвой своей же зависти, своего преступления. Ведь, убив Моцарта, он не уничтожает гений, а лишь усугубляет собственное бессилие перед ним.
Смысл финала⁚ вопросы без ответов
Финал трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» оставляет читателя наедине с множеством вопросов, на которые нет однозначных ответов. Сальери, отравив Моцарта, остается в живых физически, но его душа разрушена, отравлена ядом собственного преступления. Он надеялся, что смерть Моцарта принесет ему успокоение, однако происходит обратное⁚ его мучают угрызения совести, он начинает сомневаться в собственном праве называтся художником.
Финальный монолог Сальери — это крик отчаяния, попытка оправдать свой поступок, найти ему рациональное объяснение. Он пытается убедить себя в том, что пожертвовал собой ради искусства, что устранил «губителя» гармонии. Но эти оправдания звучат неубедительно, даже для него самого. Сальери понимает, что совершил убийство не во имя высокой цели, а из зависти, из неспособности принять и понять дар Моцарта.
Финал трагедии — это не торжество справедливости, а скорее ее трагическое отсутствие. Гений погибает от руки посредственности, но и посредственность не находит себе места в мире, где существует такая красота, такая гармония, какую создавал Моцарт. Пушкин не дает нам готовых ответов, он заставляет нас задуматься о природе гения и злодейства, о цене творчества и о том, всегда ли цель оправдывает средства.
Коротко о главных персонажах
Сальери
Сальери – центральный персонаж трагедии, знаменитый композитор, оказавшийся в тени гения Моцарта. С юных лет он посвятил себя музыке, отказавшись от всего лишнего, полагая, что искусство требует полной самоотдачи. Он усердно трудился, изучал работы великих мастеров, стремясь постичь секреты гармонии и контрапункта. Сальери твердо верит, что гениальность — это результат кропотливого труда, дисциплины и железной воли.
Однако встреча с Моцартом переворачивает его мир. Легкость, с которой тот создает свои шедевры, его непосредственность и даже некоторое пренебрежение к собственному таланту вызывают в Сальери жгучую зависть. Он не может понять, как такая божественная музыка может рождаться без мучительных поисков, без борьбы и сомнений, которые сопровождают его собственное творчество. Эта несправедливость, это противоречие его рациональному мировоззрению толкают Сальери на путь саморазрушения.
Сальери — сложный и трагический персонаж. Он не однозначный злодей, а скорее жертва собственных амбиций, человек, раздавленный грузом собственного несовершенства. Он способен ценить красоту, восхищаться гением Моцарта, но в то же время не может смириться с тем, что этот гений дан не ему.
Моцарт
Моцарт в трагедии — антипод Сальери. Он — олицетворение чистого, непосредственного гения. Музыка для него — не работа, а естественная потребность души, способ выразить себя, поделиться с миром переполняющими его чувствами и образами. Он творит легко и свободно, не задумываясь о правилах и канонах, его мелодии рождаются сами собой, как по волшебству.
Моцарт беспечен и наивен, он не стремится к славе и признанию, не замечает интриг и зависти, царящих в мире искусства. Он видит в Сальери друга и единомышленника, не подозревая о черной зависти, грызущей душу его «друга».
Трагизм образа Моцарта заключается в его беззащитности перед миром, полном интриг и низменных страстей. Его гений, его не от мира сего талант делает его чужим в этом мире, неспособным противостоять его жестокости. Он становится легкой добычей для Сальери, для которого он , не только соперник, но и живое олицетворение собственной неполноценности.
Краткий вывод
Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери», это не просто история о преступлении и наказании, это глубокое философское размышление о природе гения, о цене творчества, о противоречивости человеческой натуры. В центре произведения, конфликт двух мировоззрений, двух подходов к искусству, воплощенных в образах Сальери и Моцарта.
Сальери, представляющий рациональное начало, видит в искусстве результат упорного труда, дисциплины, строгого следования правилам. Для него музыка — это ремесло, которое он довел до совершенства. И в этом его сила, но и его слабость. Он не способен понять, принять ту легкость, с которой творит Моцарт, для которого музыка — дар, божественное откровение.
Зависть к гению Моцарта разрушает Сальери, толкает его на страшный грех. Но, убив Моцарта, он не решает проблему, а лишь усугубляет ее. Он остается наедине со своей посредственностью, которая становится еще более очевидной на фоне гениальности Моцарта;
Трагедия Пушкина не дает однозначных ответов на вопросы о природе гения и злодейства, о том, совместимы ли талант и нравственность. Она заставляет нас задуматься о том, что такое истинное искусство, какова его цена, и всегда ли цель оправдывает средства.
Финал трагедии оставляет чувство горечи и безысходности. Гений погибает, но и его убийца не находит себе места в мире, где существует такая красота, такая гармония, какую создавал Моцарт. И в этом, возможно, и заключается главный трагизм произведения.
Тема гения и злодейства раскрыта Пушкиным просто гениально! «Маленькие трагедии» — это шедевр, который заставляет задуматься о вечных вопросах.
Всегда поражался, как Пушкин мог так точно передать сложные душевные терзания своих героев. Сальери вызывает и жалость, и отвращение одновременно.
Статья заставляет задуматься о цене таланта. Моцарт, наделенный даром, кажется, не осознает его ценности, в то время как Сальери готов на все ради него.
Противопоставление Моцарта и Сальери — это противопоставление двух миров: мира вдохновения и мира расчета. И Пушкин не дает однозначного ответа, кто же из них прав.
Интересный анализ! Действительно, Сальери — это трагический персонаж, раздираемый завистью к легкости, с которой Моцарт творит свои шедевры. Он ставит под сомнение саму природу гения.