Жан-Батист Мольер: путь от провинциального актера до королевского драматурга

Жан-Батист Мольер: путь от провинциального актера до королевского драматурга Краткие пересказы

Жан-Батист Мольер⁚ краткий пересказ

Жан-Батист Поклен, известный как Мольер, – великий французский комедиограф XVII века.​ Родился в семье парижского буржуа, получил хорошее образование. Прославился как актёр и руководитель собственной труппы.​

Ранние годы и начало театральной деятельности

Жан-Батист Поклен, будущий гений комедии Мольер, родился 15 января 1622 года в семье преуспевающего парижского буржуа.​ Его отец, Жан Поклен, занимал почетную должность королевского обойщика и камердинера при дворе Людовика XIII.​ Мать, Мария Крессе, происходила из зажиточной семьи. Детство Жан-Батиста прошло в достатке и комфорте, он получил прекрасное образование в престижном Клермонском иезуитском колледже, где изучал языки, литературу, философию.​

Несмотря на перспективы стабильной карьеры юриста, к которой его готовил отец, юношу неудержимо влекло искусство.​ Театр пленил его воображение, и в 1643 году, отвергнув планы отца, Жан-Батист вместе с друзьями организовал собственную труппу – «Блистательный театр»; Это решение стало поворотным в его судьбе.

Первые шаги на театральных подмостках были трудными.​ «Блистательный театр» не выдержал конкуренции и был вынужден покинуть Париж, отправившись на долгие годы странствий по провинции.​ Именно в этот период, полный лишений и неудач, закалялся талант Мольера как актёра и драматурга.​ Он оттачивал мастерство, играя в фарсах и комедиях, наблюдая за жизнью самых разных слоев общества.​ Постепенно к нему приходит понимание своего истинного призвания – комедия.​

Годы странствий стали для Мольера настоящей школой жизни и театра. Он знакомится с различными жанрами, оттачивает актерское мастерство, начинает писать собственные пьесы.​ Именно в провинции зарождается тот неповторимый стиль Мольера, который принесет ему мировую славу.​

Становление Мольера как драматурга

Годы странствий по провинции стали для Мольера не только суровой школой жизни, но и временем творческого становления.​ Именно в этот период он начинает писать собственные пьесы, отходя от традиций классицизма и обращаясь к живому разговорному языку, к острым социальным темам.​ Первые пьесы Мольера, такие как «Ревность Барбулье» или «Летучий лекарь», еще не принесли ему широкой известности, но в них уже проявились характерные черты его будущего стиля⁚ динамичный сюжет, яркие характеры, искрометный юмор, острая сатира на пороки общества.

Постепенно Мольер оттачивает свое мастерство драматурга.​ Он отказывается от устаревших канонов, смело экспериментируя с жанрами и формами.​ В его комедиях органично сочетаются элементы фарса, комедии дель арте, психологической драмы.​ Особое место в его творчестве занимает сатира – острая, беспощадная, направленная против лицемерия, ханжества, невежества.​

Важным этапом в становлении Мольера как драматурга становится создание им комедии-балета – нового жанра, соединившего в себе театральное действие, музыку и танцы.​ Первой комедией-балетом Мольера стала «С любовью не шутят» (1662).​ Этот жанр пришелся по вкусу публике и сыграл значительную роль в развитии французского театра.​

Парижский период и расцвет творчества

В 1658 году٫ после тринадцати лет странствий по провинции٫ труппа Мольера получает приглашение выступить в Париже при дворе Людовика XIV.​ Это событие стало поворотным в судьбе драматурга.​ Спектакль «Влюбленный доктор»٫ сыгранный перед королем и придворной публикой٫ имел грандиозный успех.​ Людовик XIV٫ очарованный талантом Мольера٫ предоставил его труппе зал в королевском дворце – Пале-Рояль.​

Начинается самый плодотворный период в жизни Мольера. Он создает свои лучшие комедии, которые с неизменным триумфом идут на сцене Пале-Рояль, вызывая восторг публики и гнев его многочисленных врагов.​ «Смешные жеманницы», «Школа мужей», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве» – эти пьесы стали вершинами мировой драматургии, утвердив за Мольером славу величайшего комедиографа своего времени.​

Пьесы Мольера, наполненные искрометным юмором, гротеском, сатирическими зарисовками, были настоящим отражением нравов французского общества XVII века. Под прицелом его острого пера оказывались ханжество, лицемерие, жадность, глупость, тщеславие.​ Он не щадил ни аристократии, ни буржуазии, ни духовенства, высмеивая пороки и заблуждения своего времени.​

Личная жизнь и семья

Личная жизнь Мольера, в отличие от его триумфальной театральной карьеры, была полна сложностей и драм.​ В 1662 году, в возрасте сорока лет, он женился на Арманде Бежар, молодой актрисе своей труппы, которая была младше его на двадцать лет. Этот брак, вызвавший неодобрение в обществе и непонимание близких Мольера, оказался далеким от идеала.​

Разница в возрасте, разные взгляды на жизнь, слухи и сплетни, неизбежные в театральной среде, – все это омрачало их отношения. У Мольера и Арманды родилось трое детей, но лишь одна дочь выжила в младенчестве.​ Семейная жизнь драматурга была полна ревности, ссоров, примирений.​ Некоторые исследователи полагают, что именно несчастливый брак стал одной из причин преждевременной смерти Мольера.​

Несмотря на все трудности, Арманда оставалась верной спутницей Мольера до конца его дней.​ Она была не только женой, но и актрисой его труппы, исполняя главные роли во многих его пьесах.​ После смерти Мольера Арманда продолжила театральную карьеру, возглавив его труппу.​

Смерть и наследие Мольера

17 февраля 1673 года, во время четвертого представления своей последней пьесы «Мнимый больной», Мольер, игравший главную роль Аргана, почувствовал себя плохо прямо на сцене. Несмотря на недомогание, он нашел в себе силы довести спектакль до конца; В ту же ночь великий комедиограф скончался у себя дома в Париже.​ Ему был всего пятьдесят один год.

Смерть Мольера стала большой потерей для французского театра.​ Он ушел из жизни на пике славы, оставив после себя богатое творческое наследие, которое и по сей день не теряет своей актуальности.​ Его комедии, наполненные искрометным юмором, глубоким знанием человеческой природы, острой сатирой на пороки общества, вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Мольер реформировал французскую комедию, сделав ее более реалистичной, острой, близкой к жизни.​ Он создал целую галерею ярких персонажей, которые стали нарицательными⁚ Тартюф, Дон Жуан, Арган, господин Журден.​ Его пьесы и сегодня не сходят со сцен театров всего мира, их экранизируют, по их мотивам создают новые произведения.​

Коротко о главных персонажах

Комедии Мольера населяет целая галерея ярких, запоминающихся персонажей, ставших воплощением определенных человеческих типов и пороков.​ Вот некоторые из них⁚

Тартюф («Тартюф, или Обманщик»)

Тартюф – лицемер и ханжа, прикрывающийся маской набожности и благочестия.​ Он проникает в дом доверчивого и богатого Оргона, чтобы овладеть его состоянием и соблазнить его жену.​ Тартюф – один из самых ярких и отталкивающих образов лицемерия в мировой литературе.​

Дон Жуан («Дон Жуан, или Каменный гость»)

Дон Жуан – испанский дворянин, циничный соблазнитель женщин, не признающий никаких моральных устоев.​ Он живёт ради удовольствий, не задумываясь о последствиях своих поступков.​ Образ Дон Жуана стал нарицательным для обозначения мужчины-ловеласа, бессердечного сердцееда.​

Арган («Мнимый больной»)

Арган – богатый ипохондрик, убежденный в том, что он тяжело болен.​ Он окружает себя лекарями, глотает лекарства и изводит своих близких своими причудами.​ Арган – сатирический образ человека, одержимого страхом перед смертью и не желающего замечать реальную жизнь.​

Господин Журден («Мещанин во дворянстве»)

Господин Журден – богатый буржуа, мечтающий стать дворянином. Он нанимает учителей, чтобы научиться светским манерам, одевается в нелепые костюмы, пытается говорить на вычурном языке.​ Господин Журден – смешная и в то же время грустная фигура человека, стремящегося к тому, что ему не свойственно, и становящегося посмешищем в глазах окружающих.​

Краткий вывод

Жан-Батист Мольер, великий французский комедиограф XVII века, оставил после себя богатое творческое наследие, которое и по сей день поражает своей актуальностью и художественной силой.​ Его пьесы, наполненные искрометным юмором, гротеском, сатирой, стали классикой мировой драматургии, а созданные им образы – нарицательными.

Мольер реформировал французский театр, привнеся в него жизненную правду, реалистичность, психологизм.​ Он не боялся высмеивать пороки своего времени, ханжество, лицемерие, жадность, глупость.​ Его пьесы вызывали не только смех, но и заставляли зрителей задуматься о серьезных вещах, о нравственном выборе, о смысле жизни.​

Творчество Мольера оказало огромное влияние на развитие мирового театра.​ Его пьесы переведены на многие языки мира и до сих пор не сходят со сцены. Они не теряют своей актуальности, потому что затрагивают вечные темы – любовь, смерть, семья, власть, деньги, человеческие страсти и пороки.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Интересный обзор творчества Мольера! Особенно понравилась часть про становление его как драматурга. Хотелось бы больше узнать о его ранних пьесах, написанных в период странствий.

  2. Алексей

    Статья пробудила интерес к творчеству Мольера! Обязательно прочту его комедии. Спасибо автору за увлекательный рассказ о жизни великого драматурга.

  3. Екатерина

    Замечательно, что упоминается о влиянии провинциальной жизни на формирование стиля Мольера. Было бы интересно узнать, какие именно черты его комедий связаны с этим периодом.

  4. Дмитрий

    Спасибо за статью! Кратко и по существу изложена информация о жизни и творчестве Мольера. Вдохновляет история о том, как он не побоялся пойти против воли отца и посвятил себя театру.

  5. Ирина

    Хорошо написанная статья, легко читается. Жаль, что не упомянуты самые известные пьесы Мольера. Было бы интересно узнать, какие произведения принесли ему наибольшую славу.