Николай Асеев: Жизнь и творчество поэта-футуриста

Николай Асеев: Жизнь и творчество поэта-футуриста Краткие биографии

Николай Асеев⁚ краткая биография

Николай Николаевич Асеев (1889–1963) – русский советский поэт, переводчик, сценарист, один из ярких представителей русского футуризма. Родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове Курской губернии.​ Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Детство и юность в Курской губернии

Детство Николая Асеева прошло в атмосфере провинциального городка Льгова Курской губернии, оставившего неизгладимый след в душе будущего поэта.​ Он родился 28 июня (10 июля) 1889 года в семье страхового агента, происходившего из дворян. Ранняя утрата матери стала тяжелым ударом для мальчика.​ Воспитанием Николая занимался дед по материнской линии – Николай Павлович Пинский, страстный охотник и рыболов, кладезь народных сказок и песен.​

Дед оказал огромное влияние на формирование личности будущего поэта.​ Асеев вспоминал⁚ «Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену.​.​.​ Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд, о которых я тогда не знал еще ничего». Рассказы деда, полные приключений и народной мудрости, пробудили в маленьком Николае живое воображение и любовь к слову.​

В 1909 году٫ окончив Курское реальное училище٫ Асеев переезжает в Москву٫ чтобы продолжить образование.​ Юность поэта прошла в бурлящей событиями столице٫ где он впитывал новые веяния в искусстве и литературе.​ Этот период жизни сыграл ключевую роль в становлении Асеева как поэта-новатора٫ стремящегося к поиску новых форм и выразительных средств в поэзии.​

Становление поэта-футуриста

В 1913 году Асеев знакомится с творчеством футуристов – молодых поэтов, бросивших вызов традиционным канонам искусства.​ Их дерзкие эксперименты со словом, стремление к разрушению старых форм и поиску новых средств выразительности находят живой отклик в душе молодого поэта. В этом же году его стихотворения публикуются в альманахе «Лирика», знаковом издании для футуристического движения.​

Увлечение футуризмом стало определяющим в творчестве Асеева.​ Вместе с Борисом Пастернаком и Сергеем Бобровым он организует группу «Центрифуга», ставшую одним из центров притяжения для футуристов.​ К ним присоединяются яркие представители авангарда⁚ Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Василий Каменский.​

Сотрудничество с единомышленниками, атмосфера творческих исканий и экспериментов способствовали быстрому становлению Асеева как поэта-футуриста.​ В период с 1913 по 1917 годы он выпускает пять поэтических сборников⁚ «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана».​ В этих произведениях уже ясно прослеживаются характерные черты его индивидуального стиля⁚ смелые метафоры, необычные ритмы, стремительность и энергия поэтической речи.

Футуризм стал для Асеева не просто литературным течением, а своеобразным мировоззрением, утверждающим культ будущего, веру в преобразующую силу искусства и его возможности изменить мир.​

Асеев в советскую эпоху

После революции 1917 года Асеев принимает активное участие в строительстве новой жизни. Вместе с женой он уезжает во Владивосток, где включается в общественно-политическую деятельность.​ Он становится членом Совета рабочих и солдатских депутатов, работает начальником биржи труда, публикуется в местных газетах.​

В этот период Асеев продолжает писать стихи, отражая в них бурные события революции и послереволюционных лет. Во Владивостоке выходит его новый сборник «Бомба» (1921), получивший высокую оценку Владимира Маяковского.​

Вернувшись в Москву, Асеев становится одним из ведущих деятелей советской литературы. Он избран в редакционную коллегию «Литературной газеты», входит в состав правления Союза писателей, принимает участие в создании Левого фронта искусств (ЛЕФ).​

В творчестве Асеева советского периода на первый план выдвигается тема созидательного труда, борьбы за новое общество.​ Он пишет стихи о рабочих, колхозниках, ученых, прославляя их подвиг в годы индустриализации и коллективизации.​

Однако поэтический голос Асеева не всегда звучит в унисон с официальной идеологией.​ В его стихах по-прежнему живут эксперименты со словом, новаторские образы, стремление к философскому осмыслению действительности.​

Николай Асеев: Жизнь и творчество поэта-футуриста

Последние годы и наследие

Последние годы жизни Николая Асеева были омрачены тяжелой болезнью, но он продолжал работать до последних дней.​ Несмотря на то, что ранние футуристические эксперименты Асеева не вписывались в рамки социалистического реализма, он сумел сохранить верность своему творческому кредо, продолжая искать новые формы и выразительные средства в поэзии.​

Асеев много сил отдавал переводческой деятельности.​ Он переводил стихи поэтов народов СССР, а также произведения зарубежных авторов, среди которых Шекспир, Байрон, Гейне, Верхарн.

Особое место в творчестве Асеева занимает тема Владимира Маяковского, дружба с которым он пронес через всю жизнь.​ После смерти Маяковского Асеев написал о нем несколько поэм и воспоминаний, стремясь сохранить память о великом поэте и его наследии.​

Николай Асеев умер 16 июля 1963 года в Москве. Его творческое наследие огромно и многогранно.​ Он оставил после себя более 30 книг стихов, поэм, переводов, литературно-критических статей.

Асеев вошел в историю русской литературы XX века как один из ярчайших представителей русского футуризма, поэт-новатор, обогативший русскую поэзию новыми темами, образами, ритмами.​ Его творчество продолжает волновать и привлекать внимание читателей и исследователей и сегодня.​

Николай Асеев: Жизнь и творчество поэта-футуриста

Интересные факты

Жизнь и творчество Николая Асеева полны интересных фактов, которые раскрывают его многогранную личность и позволяют по-новому взглянуть на его поэзию⁚

  • Настоящая фамилия – Штальбаум.​ Изначально фамилия Асеева была Штальбаум, но он сменил ее в 1911 году, выбрав более благозвучный и «русский» псевдоним.
  • Учеба в Коммерческом институте.​ Несмотря на явное литературное дарование, Асеев по настоянию отца поступил в Московский Коммерческий институт.​ Однако тяга к поэзии оказалась сильнее, и он оставил учебу, посвятив себя творчеству.​
  • Дружба с Маяковским.​ Асеев был одним из ближайших друзей Владимира Маяковского.​ Их связывали не только общие творческие интересы, но и крепкая мужская дружба.​ Асеев был одним из немногих, кто до конца верил в Маяковского и поддерживал его в трудные моменты.
  • «Бомба», взорвавшая Маяковского.​ Сборник стихов Асеева «Бомба» (1921), вышедший во Владивостоке, произвел сильное впечатление на Маяковского.​ Получив книгу от Асеева, Маяковский написал на ней⁚ «Бомбой взорван с удовольствием.​ Жму руку за!​».​
  • Увлечение кинематографом. Асеев интересовался кинематографом и даже написал сценарии к нескольким фильмам, в т.​ч.​ к картинам «Папиросница от Моссельпрома» (1924) и «Ледяной поход» (1933).
  • Работа над поэмой о Ленине.​ В 1924 году Асеев начал работу над поэмой о Владимире Ленине٫ но так и не завершил ее.​ Сохранились лишь отдельные фрагменты٫ которые позволяют судить о масштабности замысла.
  • Поездка на строительство Магнитки.​ В 1930 году Асеев побывал на строительстве Магнитогорского металлургического комбината, одно из грандиозных строек первых пятилеток.​ Эта поездка нашла отражение в его поэме «Магнитогорск» (1931).​
  • Премия за поэму о Маяковском.​ В 1941 году Асеев был удостоен Сталинской премии первой степени за поэму «Маяковский начинается» (1940)٫ посвященную памяти друга.

Николай Асеев прожил долгую и насыщенную жизнь, полную творческих поисков и открытий.​ Он был не только талантливым поэтом, но и яркой, неординарной личностью, оставившей заметный след в истории русской литературы XX века.

Николай Асеев: Жизнь и творчество поэта-футуриста

Значимые даты

Жизнь Николая Асеева, насыщенная событиями, творческими поисками и встречами с выдающимися современниками, может быть представлена в ключевых датах⁚

  • 1889٫ 10 июля (28 июня по старому стилю) – рождение Николая Николаевича Асеева (Штальбаума) в городе Льгове Курской губернии.​
  • 1909 – окончание Курского реального училища, переезд в Москву.​
  • 1911 – смена фамилии на Асеев.
  • 1913 – публикация первых стихотворений в альманахе «Лирика»٫ знакомство с футуристами٫ создание группы «Центрифуга» совместно с Борисом Пастернаком и Сергеем Бобровым.​
  • 1914-1917 – выход пяти поэтических сборников⁚ «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана».​
  • 1917 – переезд во Владивосток, активное участие в общественно-политической жизни города, работа в Совете рабочих и солдатских депутатов.
  • 1921 – выход поэтического сборника «Бомба» во Владивостоке.
  • 1922 – возвращение в Москву.​
  • 1920-е годы – активное участие в литературной жизни Москвы, членство в редакционной коллегии «Литературной газеты», участие в создании Левого фронта искусств (ЛЕФ).​
  • 1924 – начало работы над поэмой о Владимире Ленине (осталась незавершенной).
  • 1930 – поездка на строительство Магнитогорска.​
  • 1931 – выход поэмы «Магнитогорск»;
  • 1940 – выход поэмы «Маяковский начинается», посвященной памяти Владимира Маяковского.​
  • 1941 – получение Сталинской премии первой степени за поэму «Маяковский начинается».​
  • 1963, 16 июля – смерть Николая Асеева в Москве.​

Эти даты – лишь вехи на пути поэта, за которыми скрывается яркая, наполненная творческими поисками и общественными свершениями жизнь.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Иван Петров

    Статья кратко, но емко описывает ранний период жизни Николая Асеева. Хотелось бы больше узнать о влиянии Москвы на творчество поэта, о его встречах с другими представителями футуризма.

  2. Ольга Крылова

    Интересный взгляд на становление личности Асеева. Влияние деда, рассказы которого «не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену», безусловно, сыграло свою роль в формировании будущего поэта-футуриста.

  3. Дмитрий Соколов

    Увлекательное повествование о детстве и юности поэта. Особенно интересны детали, связанные с влиянием провинциального городка Льгова и колоритных рассказов деда.

  4. Елена Смирнова

    Замечательный текст! Чувствуется глубокое знание биографии Асеева и его творчества. С нетерпением жду продолжения, чтобы узнать больше о его пути в футуризме.