Генрик Ибсен: Жизнь и творчество

Генрик Ибсен: Жизнь и творчество Краткие биографии

Генрик Ибсен⁚ Краткая биография

Хенрик Йохан Ибсен (20 марта 1828 ౼ 23 мая 1906) ౼ норвежский драматург и театральный режиссер‚ один из основоположников реализма и модернизма в театре.​

Ранние годы и начало карьеры

Хенрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в семье преуспевающего торговца в Скиене‚ небольшом городке в провинции Телемарк в Норвегии.​ Его мать‚ Маричен Альтенбург Ибсен‚ увлекалась живописью и театром и поощряла ранние художественные начинания сына. Однако‚ когда Ибсену было семь лет‚ его отец обанкротился из-за рискованных спекуляций.​ Семья была вынуждена продать большую часть своего имущества и переехать в единственное оставшееся у них жилье — заброшенную ферму Венстоп недалеко от Скиена.​ Детство Ибсена прошло в условиях крайней бедности‚ что не могло не сказаться на его характере и мировоззрении.​

Генрик Ибсен: Жизнь и творчество

Несмотря на финансовые трудности‚ Ибсен получил образование‚ хотя и не смог поступить в университет из-за низких баллов по греческому языку и математике. В 1843 году‚ в возрасте пятнадцати лет‚ он был вынужден бросить школу и начать работать‚ чтобы содержать себя.​ Ибсен переехал в Гримстад‚ где шесть лет проработал сначала учеником‚ а затем помощником аптекаря.​ Работа была тяжелой и изнурительной‚ оставляя мало времени на личные интересы.​

Однако Ибсен не оставлял надежды получить образование и стать врачом.​ В свободное время он занимался самообразованием‚ готовясь к экзаменам в университет. В этот период он также начал писать стихи и пьесы‚ черпая вдохновение в своих жизненных трудностях и наблюдениях за окружающим миром.​ Первая пьеса Ибсена «Катилина»‚ написанная в 1849 году‚ была основана на историческом материале и отражала его интерес к теме борьбы личности против общества.

В 1850 году Ибсен переехал в Кристианию (ныне Осло)‚ где познакомился с известным норвежским скрипачом Оле Буллем.​ Булль был впечатлен талантом молодого драматурга и предложил ему работу в только что созданном им театре в Бергене.​ Ибсен принял предложение и в течение следующих шести лет работал в театре в качестве драматурга и режиссера.​ Этот период стал важным этапом в его карьере‚ позволив ему получить ценный опыт работы в театре и развить свой драматургический талант.​

Становление драматурга

Годы работы в Бергенском театре (1851-1857) стали для Ибсена периодом интенсивного творческого роста и становления его как драматурга.​ Он написал и поставил там несколько пьес‚ в основном на исторические и романтические сюжеты‚ вдохновленные норвежским фольклором и скандинавскими сагами.​ Среди них были «Курган» (1850)‚ «Праздник в Сольхауге» (1856) и «Воители в Хельгеланде» (1858).​

Эти ранние пьесы‚ хотя и не имели большого успеха у публики‚ помогли Ибсену овладеть драматургическим мастерством‚ развить свой собственный стиль и найти свой голос. Он экспериментировал с разными жанрами и формами‚ от романтической драмы до исторической трагедии‚ от стихотворной речи до прозы.​

В 1857 году Ибсен вернулся в Кристианию‚ где возглавил Норвежский театр (Det norske Theater).​ В этот период он написал несколько значительных пьес‚ которые ознаменовали поворотный момент в его творчестве и принесли ему первый успех.​

Среди них была драма «Бранд» (1866)‚ ставшая первым крупным успехом Ибсена.​ «Бранд» – это трагическая история священника‚ который ставит свои идеалы выше всего‚ даже выше счастья своих близких.​ Пьеса‚ написанная стихотворным языком‚ поражает силой образов‚ глубиной психологизма и актуальностью поднятых проблем.​

Вслед за «Брандом» Ибсен написал драматическую поэму «Пер Гюнт» (1867)‚ которая имела еще больший успех.​ «Пер Гюнт» ౼ это философская драма-притча‚ рассказывающая о молодом человеке‚ который отправляется на поиски себя и своего места в мире. Пьеса полна фантастических образов‚ символизма и аллегорий‚ что делает ее одной из самых сложных и многогранных в творчестве Ибсена.

С «Бранда» и «Пера Гюнта» начинается зрелый период творчества Ибсена‚ который характеризуется обращением к современности‚ реалистическим изображением жизни норвежского общества‚ острым социальным критицизмом и глубоким психологизмом.

Вершина творчества

1870-е и 1880-е годы стали вершиной творчества Ибсена. В этот период он создал свои самые известные и новаторские пьесы‚ которые принесли ему мировую славу и оказали огромное влияние на развитие европейской драмы; В этих пьесах Ибсен обратился к острым социальным и психологическим проблемам своего времени‚ критикуя лицемерие‚ ханжество и косность буржуазного общества.​

Одной из первых пьес этого периода стала «Столпы общества» (1877) – сатирическая драма‚ разоблачающая лицемерие и коррупцию в провинциальном городке.​ Ибсен мастерски выстраивает многофигурную композицию‚ вскрывая темные стороны жизни респектабельных граждан.​

За «Столпами общества» последовала серия знаменитых пьес‚ которые сделали Ибсена одним из самых известных и обсуждаемых драматургов Европы⁚ «Кукольный дом» (1879)‚ «Привидения» (1881)‚ «Враг народа» (1882)‚ «Дикая утка» (1884)‚ «Росмерсхолм» (1886)‚ «Женщина с моря» (1888) и «Гедда Габлер» (1890).​

В этих пьесах Ибсен смело затрагивал такие темы‚ как права женщин‚ сексуальная мораль‚ инцест‚ душевные болезни‚ которые были табуированы в викторианскую эпоху.​ Он создал галерею незабываемых женских образов‚ ставших символами борьбы за свободу и самореализацию⁚ Нора Хельмер из «Кукольного дома»‚ фру Алвинг из «Привидений»‚ Гедда Габлер.​

Драмы Ибсена отличались новаторской формой.​ Он отказался от традиционной мелодраматической структуры‚ с ее делением на героев и злодеев‚ в пользу реалистичного изображения жизни‚ с ее сложностью и противоречивостью.​ Пьесы Ибсена – это «драмы идей»‚ в которых на первый план выходит столкновение различных точек зрения‚ жизненных философий и нравственных принципов.​

Ибсен мастерски использовал язык для создания психологической глубины и подтекста.​ Его диалоги кажутся простыми и естественными‚ но при этом они многозначны и полны скрытого смысла.​

Поздние годы и наследие

В 1890-х годах Ибсен продолжает писать пьесы‚ которые‚ хотя и не достигают уровня его шедевров 1870-1880-х годов‚ все же демонстрируют не ослабевающий талант и интерес к актуальным проблемам современности.​ Среди них можно отметить «Строитель Сольнес» (1892)‚ «Маленький Эйольф» (1894)‚ «Йун Габриэль Боркман» (1896)‚ «Когда мы‚ мертвые‚ пробуждаемся» (1899).​

В этих поздних пьесах усиливаються символистские и мистические мотивы‚ возрастает интерес к исследованию темных сторон человеческой психики‚ к вопросам вины‚ ответственности и экзистенциального одиночества.​

В 1900 году Ибсен перенес инсульт‚ который серьезно подорвал его здоровье.​ Он был вынужден оставить литературную деятельность и последние годы жизни провел в уединении в Кристиании. Умер Ибсен 23 мая 1906 года в возрасте 78 лет.​

Хенрик Ибсен оставил после себя огромное литературное наследие‚ оказав огромное влияние на развитие мировой драмы. Его пьесы стали классикой театрального репертуара и до сих пор ставятся на сценах всего мира.

Ибсен считается одним из основоположников реализма и модернизма в драме.​ Он разрушил традиционные каноны театрального искусства‚ создав новый тип драмы – драмы идей‚ в которой на первый план выходит столкновение различных точек зрения‚ жизненных философий и нравственных принципов.​

Пьесы Ибсена отличаются острым социальным критицизмом‚ глубоким психологизмом‚ мастерским владением языком и новаторством формы.​ Он создал галерею незабываемых персонажей‚ которые стали символами своего времени‚ а поднятые им темы остаются актуальными и по сей день.​

Генрик Ибсен: Жизнь и творчество

Интересные факты

  • Внебрачный сын

    В 1846 году‚ в возрасте 18 лет‚ у Ибсена родился внебрачный сын от служанки Эльзы Йенсдаттер. Мальчика назвали Ханс Якоб Хенриксен.​ Ибсен был вынужден оказывать финансовую поддержку сыну до его совершеннолетия‚ но‚ по-видимому‚ никогда не пытался наладить с ним отношения.​ Существует легенда‚ что они встретились лишь однажды‚ спустя много лет‚ когда Ханс Якоб навестил отца в Осло.​

  • Комплекс неполноценности

    Ибсен‚ несмотря на свой талант и успех‚ всю жизнь страдал от комплекса неполноценности‚ связанного с бедностью и социальным положением его семьи в детстве.​ Он был замкнутым и нелюдимым человеком‚ избегал публичности и редко давал интервью.​

  • Строгий распорядок дня

    Ибсен был известен своим строгим распорядком дня и педантичностью.​ Он вставал рано утром‚ делал зарядку‚ завтракал в одно и то же время и работал над своими пьесами по строгому графику.​ Говорили‚ что на его рабочем столе всегда царил идеальный порядок‚ а на письменном приборе лежали два карандаша – один для работы‚ другой для заточки.​

  • Коллекционер

    Ибсен был страстным коллекционером.​ Он собирал картины‚ скульптуры‚ антиквариат‚ книги.​ Его коллекция была довольно внушительной и отражала его широкий круг интересов.​

  • Признание в Норвегии

    Хотя Ибсен получил мировую известность еще при жизни‚ на родине его творчество долгое время вызывало споры и критику.​ Консервативные круги норвежского общества осуждали его за критику буржуазной морали и традиционных устоев.​ Тем не менее‚ к концу жизни Ибсен был признан национальным достоянием Норвегии.​ В 1906 году‚ после его смерти‚ был объявлен национальный траур.​

  • Влияние на искусство

    Творчество Ибсена оказало огромное влияние на развитие мировой драмы и театра.​ Его пьесы вдохновляли и продолжают вдохновлять драматургов‚ режиссеров‚ актеров по всему миру.​ Идеи Ибсена нашли свое отражение в литературе‚ театре‚ кино‚ музыке и даже в изобразительном искусстве.​

Генрик Ибсен: Жизнь и творчество

Значимые даты

  1. 1828

    20 марта⁚ Рождение Хенрика Йохана Ибсена в Скиене‚ Норвегия‚ в семье торговца Кнуда Ибсена и Марихен Альтенбург.​

  2. 1836

    Банкротство отца‚ переезд семьи в бедное жилище‚ что оказало сильное впечатление на юного Ибсена.​

  3. 1843

    Ибсен бросает школу и начинает работать помощником аптекаря в Гримстаде‚ чтобы обеспечивать себя.​

  4. 1849

    Написание первой пьесы «Катилина»‚ которая публикуется‚ но не имеет успеха.​

  5. 1851

    Переезд в Берген‚ начало работы в качестве драматурга и режиссёра в новом театре Оле Булла.​

  6. 1856

    Постановка первой успешной пьесы «Праздник в Сольхауге»‚ написанной на основе норвежского фольклора.​

  7. 1866

    Публикация драмы «Бранд»‚ принесшей Ибсену первый значительный литературный успех.​

  8. 1867

    Написание драматической поэмы «Пер Гюнт»‚ ставшей одним из самых известных произведений Ибсена.​

  9. 1877

    Премьера пьесы «Столпы общества» — начало серии социальных драм‚ сделавших Ибсена знаменитым.​

  10. 1879

    Написание «Кукольного дома», пьесы‚ вызвавшей широкий резонанс в обществе и ставшей манифестом феминизма.​

  11. 1881

    Публикация драмы «Привидения»‚ затрагивающей тему наследственности и лицемерия буржуазной морали.​

  12. 1890

    Премьера пьесы «Гедда Габлер» ౼ одной из вершин творчества Ибсена‚ с ярким женским образом в центре.​

  13. 1899

    Завершение работы над последней пьесой «Когда мы‚ мертвые‚ пробуждаемся»‚ проникнутой мотивами разочарования и поиска смысла жизни.​

  14. 1900

    Ибсен переносит инсульт‚ который положил конец его литературной деятельности.​

  15. 1906

    23 мая⁚ Смерть Хенрика Ибсена в Кристиании (Осло).​ Норвегия объявляет национальный траур.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Петр Сергеевич

    Интересная статья, кратко и емко описывающая ранние годы жизни Ибсена. Особенно интересно было узнать о влиянии финансовых трудностей на формирование его личности.

  2. Дмитрий К.

    Не знал, что детство Ибсена прошло в такой бедности. Это многое объясняет в его произведениях, в которых часто поднимаются темы социальной несправедливости и борьбы за выживание.

  3. Ольга

    Захватывающее начало биографии! Сразу хочется узнать больше о творчестве Ибсена и о том, как он стал одним из основоположников реализма в театре.