Недоросль Фонвизин: краткий пересказ по действиям и явлениям

Недоросль Фонвизин: краткий пересказ по действиям и явлениям Краткие пересказы

Недоросль Фонвизин⁚ краткий пересказ по действиям и явлениям

В комедии «Недоросль» Денис Фонвизин мастерски высмеивает невежество и жестокость дворянства XVIII века. В пяти действиях разворачивается история избалованного Митрофанушки, недоросля, не желающего учиться и являющегося отражением пороков своих родителей.​

Действие 1

Действие первое комедии «Недоросль» знакомит нас с госпожой Простаковой, властной и жестокой помещицей, которая держит в страхе всю свою семью и крепостных.​ Единственным объектом ее слепой любви является сын Митрофан, шестнадцатилетний недоросль, избалованный и невежественный.​

Пьеса начинается с того, как Простакова ругает портного Тришку за якобы испорченный кафтан для Митрофана, хотя на самом деле одежда сшита хорошо.​ К скандалу присоединяются муж Простаковой, безвольный подкаблучник, и ее брат, Тарас Скотинин, который мечтает жениться на Софье, богатой родственнице Простаковых.​

Софья, сирота, воспитанная в добрых традициях, становится объектом притязаний сразу двух женихов⁚ грубого и невежественного Скотинина, мечтающего завладеть ее деревней и разводить там свиней, и ленивого Митрофана, которому женитьба представляется лишь способом избавиться от уроков.

В разгар споров о предстоящей свадьбе Софья получает письмо от своего дяди, Стародума, которого все считали погибшим.​ В письме Стародум сообщает, что возвращается из Сибири, где сколотил состояние, и намерен забрать племянницу к себе.​

Простакова, узнав о богатстве Стародума, тут же решает женить на Софье Митрофана, надеясь завладеть состоянием дядюшки. Однако, никто из Простаковых не умеет читать, поэтому для прочтения письма приглашают гостя – Правдина, честного и неподкупного чиновника, который прибыл в имение с целью разобраться в жалобах крестьян на жестокость помещицы.​

Известие о богатстве Софьи становится поворотным моментом в первом действии, меняя планы героев и настраивая их на борьбу за богатство и выгодную партию. На этом интригующем моменте первое действие комедии заканчивается, оставляя зрителя в ожидании дальнейшего развития событий.​

Действие 2

Действие второе «Недоросля» начинается с прибытия в дом Простаковых нового действующего лица – офицера Милона, друга Правдина.​ В разговоре с Правдиным Милон признаётся, что ищет свою возлюбленную, которую увезли родственники.​ Судьба сводит его с Софьей, и молодые люди с радостью узнают друг друга.​

Тем временем Простакова, одержимая идеей женитьбы Митрофана на Софье, старается всячески угодить Стародуму, ожидая его приезда.​ Она демонстрирует показную заботу о племяннице, готовя для неё и дяди комнаты.

Митрофан, в свою очередь, продолжает радовать зрителя своим невежеством, отказываясь от учёбы и мечтая о скорой женитьбе.​ Простакова, защищая любимого сыночка от любых посягательств, даже нанимает ему новых учителей⁚ отставного солдата Цыфиркина для занятий математикой и семинариста Кутейкина для обучения грамоте.​

Кульминацией второго действия становится приезд Стародума.​ Правдин, давно знакомый со Стародумом, рад видеть его.​ Простакова же встречает гостя с лестью и подобострастием, представляя Митрофана примерным юношей.​ Стародум, однако, не поддаётся на уловки Простаковой и не скрывает своего презрения к невежеству и грубости хозяев дома.

Второе действие завершается сценой, где Простакова пытается убедить Стародума в том, что Митрофан – достойный жених для Софьи, а сам недоросль, устав от расспросов, засыпает.​ Этот эпизод ещё раз подчёркивает пропасть между миром Стародума, основанном на чести, долге и просвещении, и миром Простаковой, где царят невежество, корысть и насилие.​

Действие 3

Третье действие «Недоросля» посвящено, главным образом, столкновению двух противоположных мировоззрений⁚ просвещенного и гуманного Стародума и невежественного, корыстного мира Простаковой и Скотинина.

Стародум, видя искреннюю радость Софьи от встречи с ним, делится с ней своими взглядами на жизнь, воспитание, долг и честь. Он убеждается, что племянница разделяет его ценности, и решает сделать ее своей наследницей.​

В это время Простакова пытается любой ценой добиться расположения Стародума, надеясь на выгодную женитьбу Митрофана.​ Она устраивает шумящий приём в его честь, на котором старается выставить сына в выгодном свете, но все её попытки оборачиваются конфузом, лишь подчёркивая невежество Митрофана;

Тем временем Правдин, наблюдая за происходящим, получает письмо, в котором ему предписывают взять под опеку имение Простаковой при первом же случае проявления жестокости с её стороны.

В финале третьего действия Стародум, узнав о чувствах Милона и Софьи, даёт своё благословение на их брак.​ Простакова в ярости от такого поворота событий. Она намерена добиться своего и женить Софью на Митрофане, несмотря ни на что.​

Таким образом, третье действие комедии «Недоросль» является кульминационным, обостряя конфликт между героями и предвещая неминуемую развязку. Становится очевидным, что торжество справедливости не за горами, и Простакова со своим невежественным сыном понесут заслуженное наказание.​

Действие 4

Четвёртое действие «Недоросля» становится переломным в комедии.​ Стародум, решив испытать Митрофана и убедиться в его полной непригодности в качестве жениха для Софьи, соглашается устроить «экзамен» для недоросля.​

Во время «экзамена» Митрофан демонстрирует полное отсутствие знаний и элементарной логики.​ Он не может отличить существительное от прилагательного, не знает, что такое география, путается в простейших арифметических действиях; Простакова, пытаясь помочь сыну, лишь усугубляет ситуацию своими нелепыми репликами и невежественными замечаниями.​

Стародум, наблюдая за этим фарсом, окончательно убеждается в правоте своего решения выдать Софью за Милона.​ Он объявляет о помолвке молодых людей, чем приводит Простакову в бешенство.​

Не желая мириться с поражением, Простакова решает пойти на крайние меры.​ Ночью она приказывает своим людям похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном.​

В финале четвёртого действия Милон, узнав о коварном плане Простаковой, бросается спасать свою возлюбленную.​ Правдин, став свидетелем попытки похищения, использует свои полномочия и объявляет о взятии имения Простаковой под опеку.​

Таким образом, в четвёртом действии «Недоросля» злодеяния Простаковой достигают своего апогея, что неминуемо влечет за собой наказание.​ Добродетель и справедливость, олицетворяемые Стародумом, Софьей и Милоном, одерживают верх над невежеством, корыстью и жестокостью.​

Действие 5

Пятое действие «Недоросля» представляет собой развязку комедии, где добродетель торжествует, а порок и невежество оказываются посрамлены.​

Милон спасает Софью от принудительного венчания, разоблачив перед всеми коварный план Простаковой.​ Попытка помещицы оправдать свои действия лишь подтверждает её низость и лицемерие.​

Правдин, исполняя полученный приказ, объявляет о лишении Простаковой права распоряжаться своим имением и крепостными.​ Её безграничная власть, основанная на жестокости и невежестве, приходит к концу.​

Скотинин, испугавшись наказания, поспешно ретируется, бросив сестру на произвол судьбы. Даже Митрофан, чувствуя перемену в расстановке сил, отворачивается от матери, грубо оттолкнув ее в момент отчаяния.​

Стародум, Софья и Милон, не желая мстить Простаковой, решают не предавать дело огласке.​ Однако Правдин, видя истинное лицо недоросля, решает отправить Митрофана на службу в армию, где он, возможно, научится дисциплине и порядку.​

Комедия завершается рассуждениями Стародума о важности правильного воспитания, которое должно прививать молодым людям любовь к знаниям, честность, чувство долга и справедливости. Финальная фраза пьесы⁚ «Вот злонравия достойные плоды!​» — становится ёмким и назидательным итогом всей истории.​

Таким образом, пятое действие «Недоросля» утверждает победу просвещения над невежеством, справедливости над произволом.​ Комедия Фонвизина, несмотря на двухсотлетнюю историю, не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая о важности образования, нравственности и человечности.​

Основные персонажи и их краткая характеристика

В комедии «Недоросль» Фонвизин создал яркую галерею персонажей, воплощающих различные стороны русской действительности XVIII века.​ Вот некоторые из них⁚

  • Госпожа Простакова – властная и жестокая помещица, символ невежества и деспотизма.​ Она безгранично любит своего сына Митрофана, но любовь эта слепа и губительна.​ Ради его благополучия она готова на любые подлости и преступления.​
  • Митрофан – шестнадцатилетний недоросль, избалованный и невежественный юноша, продукт порочной системы воспитания.​ Он ленив, глуп, жесток и эгоистичен.​
  • Тарас Скотинин – брат Простаковой, грубый и невежественный человек, помешанный на разведении свиней.​ Он мечтает жениться на Софье ради ее богатства и возможности расширить свои владения.​
  • Софья – племянница Простаковой, добрая, умная и образованная девушка.​ Она становится объектом преследования со стороны Скотинина и Митрофана, но её честность и благородство помогают ей противостоять их домогательствам.​
  • Стародум – дядя Софьи, честный и просвещенный человек, носитель передовых идей.​ Он противостоит невежеству и деспотизму Простаковой, защищает Софью и помогает ей обрести счастье с Милоном.​
  • Правдин – государственный чиновник, честный и неподкупный человек.​ Он борется с произволом помещиков, защищает крепостных и восстанавливает справедливость.​
  • Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Он смелый, благородный и честный человек, готовый на все ради своей любви.​

Каждый из персонажей «Недоросля» играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии основной идеи комедии – обличении невежества, жестокости и деспотизма, царивших в дворянской среде XVIII века.

Коротко о главных персонажах

Комедия Фонвизина «Недоросль» наполнена яркими персонажами, каждый из которых воплощает определенный тип или социальное явление России XVIII века.​ Давайте познакомимся поближе с главными героями⁚

Госпожа Простакова

Госпожа Простакова – властная помещица, центральный антагонист пьесы. Она олицетворяет собой невежество, жестокость и деспотизм, царившие в дворянской среде.​ Простакова – тиран в собственном доме, она держит в страхе не только крепостных, но и мужа, и даже брата.​ Единственный объект ее слепой и всепоглощающей любви – сын Митрофан, которого она всячески балует и потакает всем его прихотям, воспитывая в нем лень, эгоизм и невежество.​

Митрофан

Митрофан – шестнадцатилетний недоросль, вокруг которого разворачивается основная интрига пьесы.​ Он является продуктом порочной системы воспитания, воплощая собой лень, невежество и бездуховность молодого поколения дворян.​ Митрофан не проявляет интереса ни к учебе, ни к чему-либо, кроме еды и праздного времяпрепровождения.​ Он труслив, эгоистичен и жесток, легко обижает слабых и предает близких, как это происходит в финале пьесы с его собственной матерью.​

Тарас Скотинин

Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой, персонаж, имя которого говорит само за себя. Грубый, невежественный и жадный, он одержим лишь одной страстью – разведением свиней.​ Скотинин мечтает жениться на Софье исключительно из корыстных побуждений, рассчитывая завладеть ее деревней и расширить свои владения для разведения своих любимых животных.​

Софья

Софья – племянница госпожи Простаковой, добрая, умная и образованная девушка, полная противоположность своему окружению.​ Она рано лишилась родителей и стала жертвой корыстных интересов Простаковых и Скотинина.​ Однако, несмотря на юный возраст и хрупкость, Софья обладает сильным характером, чувством собственного достоинства и твердыми моральными принципами.​ Она противостоит невежеству и грубости, сохраняя чистоту души и веру в настоящую любовь.​

Стародум

Стародум – дядя Софьи, персонаж, олицетворяющий собой мудрость, честность и просвещенность. Он заработал свое состояние честным трудом в Сибири, вернувшись на родину с твердым намерением помочь племяннице и оградить ее от посягательств недостойных людей.​ Стародум – носитель передовых идей, он выступает за просвещение, справедливость и гуманное отношение к людям.​

Правдин

Правдин – государственный чиновник, честный и неподкупный человек, стремящийся восстановить справедливость и защитить слабых от произвола.​ Он прибывает в имение Простаковой с целью расследовать жалобы крепостных и наказать виновных.​ Правдин олицетворяет собой новую, прогрессивную силу в российском обществе, стремящуюся к установлению законности и порядка.​

Милон

Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи.​ Он благороден, смел, честен и бескорыстен.​ Милон искренне любит Софью и готов на все, чтобы защитить ее от посягательств негодяев.​ Он является достойным избранником Софьи, разделяя ее нравственные ценности и идеалы.​

Вместе эти персонажи создают яркую и запоминающуюся картину русской действительности XVIII века, обличают пороки дворянства и утверждают важность просвещения, нравственности и человечности.​

Комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в XVIII веке, и по сей день не теряет своей актуальности, поражая силой сатирического обличения невежества, жестокости и деспотизма. Через череду комических ситуаций, ярких образов и острых диалогов автор мастерски разоблачает пороки дворянского общества своего времени.​

Краткий пересказ по действиям и явлениям позволяет проследить за развитием основного конфликта пьесы⁚ противостоянием просвещения и невежества, добра и зла.​ Мы видим, как слепая материнская любовь госпожи Простаковой, помноженная на атмосферу вседозволенности и невежества, порождает чудовище в лице Митрофана – недоросля, лишенного каких-либо нравственных ориентиров.​

В противовес этому миру невежества и порока Фонвизин противопоставляет образы положительных героев⁚ просвещенного Стародума, благородного Милона, честного Правдина и, конечно же, чистой и доброй Софьи. Они олицетворяют собой идеалы разума, справедливости и гуманности, которые, по мнению автора, должны стать основой для преображения общества.​

Финал комедии оптимистичен⁚ порок наказан, добродетель торжествует.​ Простакова лишается своей власти, Митрофана отправляют на службу, а Софья обретает счастье с любимым человеком.​ Однако, торжество справедливости не затмевает главную мысль, которую автор стремится донести до зрителя⁚ проблема недорослей – это не просто проблема отдельных личностей, а следствие глубоких социальных пороков, требующих немедленного решения.​

«Недоросль» – это не просто комедия, это страстный призыв к просвещению, к воспитанию нового поколения, свободного от предрассудков и невежества.​ Фонвизин верит в то, что только образование, нравственное совершенствование и сознательное служение Отечеству способны изменить существующий порядок вещей и построить более справедливое и гуманное общество.​

Именно поэтому, несмотря на комичность ситуаций и гротескность образов, «Недоросль» оставляет после себя глубокий след в душе зрителя, заставляя задуматься о важных нравственных вопросах, актуальных и по сей день.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей Кузнецов

    Спасибо за краткий, но информативный пересказ! Помогло освежить в памяти содержание комедии. Жду с нетерпением разбора остальных действий!

  2. Ольга Иванова

    Прекрасный анализ! Автор очень точно подметил главные конфликты и интриги первого действия. Сразу видно глубокое знание текста.

  3. Екатерина Смирнова

    Отличный пересказ! Кратко, но очень емко передана суть первого действия. Сразу вспоминаются все эти колоритные персонажи — Простакова, Скотинин, Митрофанушка. С нетерпением жду продолжения!

  4. Иван Петров

    Очень полезный материал для школьников! Помогает быстро вспомнить содержание и главных героев. Жду пересказ следующих действий!

  5. Мария Сидорова

    Очень интересно и доступно изложено! Даже тот, кто не читал комедию, сможет понять суть происходящего. Жду продолжения!