Трижды Герой Советского Союза: подвиг Ивана Кожедуба

Трижды Герой Советского Союза: подвиг Ивана Кожедуба Краткие биографии

Биография Кожедуба кратко

Иван Никитович Кожедуб ‒ трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации, советский военачальник и участник Великой Отечественной войны.​ На счету летчика десятки сбитых вражеских самолетов.​ 8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб.​ Мальчик рос в крестьянской семье, где отец служил церковным старостой.​

Детство и юность

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины) в крестьянской семье. С детства увлекался авиацией, строил модели самолетов.​ После окончания семи классов школы в 1934 году поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.​

В техникуме Кожедуб увлекся спортом, занимался в аэроклубе.​ В 1939 году он окончил Шосткинский аэроклуб и был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков имени Ворошилова.​ С началом Великой Отечественной войны Кожедуб остался в школе инструктором и готовил летчиков для фронта.​

Молодой Кожедуб рвался на фронт, но его просьбы долгое время отклонялись.​ Лишь в ноябре 1942 года он добился перевода в действующую армию. В марте 1943 года старший сержант Кожедуб прибыл в 240-й истребительный авиационный полк, вооруженный самолетами Ла-5.​

Детство и юность Ивана Кожедуба прошли в атмосфере любви к своей родине и стремления к знаниям. Он усердно учился, активно занимался спортом и мечтал о небе.​ Эти качества, заложенные в детстве, помогли ему стать одним из самых результативных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны.​

Начало военной службы

В марте 1943 года старший сержант Кожедуб прибыл на Воронежский фронт в состав 240-го истребительного авиационного полка 302-й истребительной авиационной дивизии, вооруженного самолетами Ла-5.​ Сначала ему, как молодому летчику, не доверяли участие в серьезных боевых операциях, поручая лишь патрулирование и разведку.

Свой первый боевой вылет Кожедуб совершил 26 марта 1943 года в районе Курской дуги. Однако дебют оказался неудачным⁚ его Ла-5 был атакован немецким истребителем Me-109, а сам Кожедуб чудом остался жив, получив повреждения самолета.​ Вернувшись на аэродром, он был на грани отчисления из полка, но за него вступился опытный летчик майор И.​ М. Солдатов, заметивший потенциал молодого пилота.​

6 июля 1943 года во время воздушного боя на Курской дуге٫ прикрывая бомбардировщики Пе-2٫ Кожедуб одержал свою первую воздушную победу٫ сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87.​ Эта победа стала поворотным моментом в его летной карьере.​ Кожедуб быстро освоился в бою и проявил себя как мужественный и хладнокровный летчик.​

С первых дней на фронте Кожедуб стремился учиться у опытных товарищей, перенимая их мастерство. Он тщательно анализировал каждый свой вылет, совершенствуя тактику воздушного боя. Именно в этот период закладывались основы его будущих побед и славы одного из самых результативных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны.​

Подвиги во время Великой Отечественной войны

Трижды Герой Советского Союза: подвиг Ивана Кожедуба

Слава о мастерстве Кожедуба росла с каждым боевым вылетом.​ Он участвовал в самых ожесточенных сражениях Великой Отечественной войны⁚ Курской битве, освобождении Правобережной Украины, Ясско-Кишиневской операции, боях в небе Румынии и Польши, штурме Берлина.​

Кожедуб летал на истребителе Ла-5, а позже на Ла-7, который стал для него любимой машиной. Он разработал свою собственную тактику ведения воздушного боя, основанную на внезапности атаки, точности стрельбы и виртуозном владении техникой пилотирования.​

К концу войны на счету Кожедуба было 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев и 64 сбитых самолета противника, включая истребители Me-109 и FW-190, бомбардировщики Ju-87 и Ju-88, штурмовик Hs-129, а также американский истребитель P-51 Mustang, по ошибке атаковавший его самолет.

За свои подвиги Кожедуб был трижды удостоен звания Героя Советского Союза (4 февраля 1944, 19 августа 1944, 18 августа 1945).​ Он стал единственным летчиком в истории СССР, трижды получившим это высокое звание за годы Великой Отечественной войны.​

Имя Кожедуба стало легендой, символом мужества, героизма и высочайшего летного мастерства советских летчиков.​ Его подвиги вдохновляли на подвиги тысячи бойцов и командиров, приближая долгожданную победу над врагом.​

Послевоенная карьера

После окончания Великой Отечественной войны Иван Кожедуб продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР.​ Он окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а затем и Академию Генерального штаба.​

Кожедуб командовал авиационным полком, дивизией, корпусом.​ В 1964 году ему было присвоено звание маршала авиации.​ С 1971 года Кожедуб занимал должность первого заместителя начальника Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС СССР.​

Несмотря на высокие звания и должности, Кожедуб не оставлял летного дела. Он освоил реактивную технику и сам участвовал в испытательных полетах новых самолетов.​ Кожедуб внес значительный вклад в развитие советской авиации, совершенствование боевой подготовки летного состава.​

Иван Никитович активно участвовал в общественной жизни, избирался депутатом Верховного Совета СССР.​ Он написал несколько книг о войне и своих боевых товарищах, в которых делился бесценным опытом, пропагандировал мужество и патриотизм;

До конца своих дней Кожедуб оставался верен авиации, был примером для подражания для многих поколений летчиков.​ Его имя навсегда вписано в историю советской авиации как символ мужества, героизма и высочайшего профессионализма.​

Награды и признание

За свой вклад в победу над фашистской Германией и многолетнюю службу на благо Родины Иван Никитович Кожедуб был удостоен множества высоких наград и званий, как советских, так и иностранных.​

  • 4 февраля 1944 года ౼ за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника;
  • 19 августа 1944 года ౼ за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника;
  • 18 августа 1945 года ౼ за высокое воинское мастерство٫ отвагу и мужество٫ проявленные в боях.​
  • Ленина (трижды);
  • Красного Знамени (семь раз);
  • Александра Невского;
  • Отечественной войны I степени (дважды);
  • Красной Звезды;
  • «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.​
  • «Золотая Звезда» (трижды);
  • «За боевые заслуги»;
  • «За оборону Сталинграда»;
  • «За взятие Берлина»;
  • многие другие юбилейные и памятные медали.​

Иностранные награды⁚

  • орден «Virtuti militari» V класса (Польша);
  • Крест Грюнвальда III степени (Польша);
  • медаль «За Одру, Нису и Балтику» (Польша);
  • медаль «За Варшаву 1939-1945» (Польша);
  • Distinguished Flying Cross (США).​

Имя Ивана Кожедуба стало синонимом воинской доблести, мужества и мастерства.​ Его подвиги увековечены в названиях улиц, скверов, школ и других объектов по всей России и Украине.​ Память о легендарном летчике бережно хранится в сердцах поколений.​

Трижды Герой Советского Союза: подвиг Ивана Кожедуба

Интересные факты

Жизнь и подвиги Ивана Никитовича Кожедуба полны ярких и удивительных моментов, которые раскрывают его не только как легендарного летчика, но и как незаурядную личность.​ Вот некоторые из них⁚

Позывной «02»

На протяжении всей войны Кожедуб летал с позывным «02».​ Этот номер был нарисован на борту его самолетов.​ Интересно, что «01» считался несчастливым номером в авиации, и летчики старались его избегать.

Собственный механик

У Кожедуба был личный механик ‒ старшина Василий Муравьев, который готовил его самолет к каждому вылету. Они были неразлучны на протяжении всей войны, и Кожедуб считал Муравьева своим талисманом.​

«Свой» самолет

Кожедуб был очень привязан к своему боевому Ла-7, на котором он одержал большинство побед. После войны он добился, чтобы этот самолет передали в музей.​

Немецкий ас

Однажды Кожедуб вступил в бой с немецким асом, на счету которого было более 60 побед. Бой был очень тяжелым, но Кожедуб одержал верх.​ Позже выяснилось, что немецкий летчик был сбит именно им.​

«Огневой таран»

Кожедуб был одним из немногих летчиков, кто применил «огневой таран» ౼ рискованный прием, когда самолет противника поражается огнем из бортового оружия с предельно близкой дистанции.​

Встреча с противником

После войны Кожедуб встречался с некоторыми немецкими летчиками, с которыми ему довелось сражаться в небе.​ Они с уважением отзывались о его летном мастерстве и мужестве.​

Семья и увлечения

Кожедуб был женат, у него было двое детей. Он увлекался рыбалкой, охотой, любил проводить время на природе. Несмотря на всенародную славу, Кожедуб оставался скромным и доступным человеком.​

Иван Никитович Кожедуб ౼ это не просто имя в списке героев.​ Это символ мужества, чести и безграничной преданности Родине.​ Его жизнь и подвиги ‒ яркий пример для подражания для всех поколений.​

Трижды Герой Советского Союза: подвиг Ивана Кожедуба

Значимые даты

Жизнь Ивана Никитовича Кожедуба ౼ это череда важных событий, каждое из которых оставило свой след в истории и в памяти людей.​ Вот некоторые из них⁚

Детство и юность⁚

  • 8 июня 1920 года ౼ рождение Ивана Никитовича Кожедуба в селе Ображеевка٫ Черниговская губерния.​
  • 1934 год ౼ окончание семи классов школы и поступление в химико-технологический техникум в городе Шостка.​
  • 1939 год ‒ окончание Шосткинского аэроклуба и призыв в Красную Армию.​
  • 1940 год ౼ окончание Чугуевской военной авиационной школы летчиков имени Ворошилова.​

Военные годы⁚

  • Март 1943 года ‒ прибытие на Воронежский фронт в состав 240-го истребительного авиационного полка.​
  • 6 июля 1943 года ‒ первая воздушная победа, сбитый немецкий бомбардировщик Ju-87.​
  • 4 февраля 1944 года ‒ первое присвоение звания Героя Советского Союза.
  • 19 августа 1944 года ‒ второе присвоение звания Героя Советского Союза.​
  • 18 августа 1945 года ‒ третье присвоение звания Героя Советского Союза.​

Послевоенная деятельность⁚

  • 1949 год ‒ окончание Военно-воздушной академии имени Жуковского;
  • 1956 год ౼ окончание Академии Генерального штаба.
  • 1964 год ‒ присвоение звания маршала авиации.​
  • 1971 год ‒ назначение на должность первого заместителя начальника Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС СССР.​
  • 8 августа 1991 года ‒ смерть Ивана Никитовича Кожедуба.

Каждая из этих дат ‒ это веха в биографии легендарного летчика, которая напоминает нам о его подвиге, мужестве и безграничной преданности своей Родине.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей

    Настоящий ас! Десять сбитых самолетов — это невероятный результат. Важно помнить о подвигах наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину.

  2. Ирина

    Хорошо написанная биография, кратко и по существу. Интересно было узнать о детстве и юности Кожедуба, о том, как он пришел в авиацию.

  3. Михаил

    Очень интересно и познавательно! Спасибо, что напомнили о подвиге этого легендарного летчика. Кожедуб — настоящий герой, гордость нашей страны!