Герой нашего времени: краткий пересказ всех глав

Герой нашего времени: краткий пересказ всех глав Краткие пересказы

Герой нашего времени⁚ краткий пересказ всех глав

Глава 1. Бэла

Странствующий на Кавказе русский офицер знакомится с проезжим штабс-капитаном, бывшим комендантом южнорусской крепости.​ Старый офицер представляется Максимом Максимычем. Пережидая непогоду, герои знакомятся ближе, и Максим Максимыч делится историями из служебной практики.​ Так, рассказчик узнает о молодом офицере Григории Александровиче Печорине, сосланном на Кавказ.​ По признанию штабс-капитана, он был «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи».

Печорин и Максим Максимыч легко становятся друзьями.​ Когда местный горский князь приглашает их на свадьбу дочери, Печорин знакомится с Бэлой, младшей княжной.​ Григория Александровича поражает ее несходство со столичными светскими барышнями, и он решает во что бы то ни стало сделать Бэлу своей.​ На помощь приходит случай⁚ Печорин подслушивает разговор Азамата, брата Бэлы, и горца Казбича, знакомого старого князя.​ Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза, равных которому нет во всей в Кабарде.​ Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть Бэлу, которая очень нравилась горцу⁚

Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин⁚ он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему.​

«Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия», ⎯ Максим Максимыч возражает против этого замысла, но Печорин принимает решение без колебаний.​ Азамат привозит Бэлу в крепость и забирает коня, пока Григорий отвлекает горца.​ Мальчик сбегает, опасаясь мести Казбича. Опасный горец скрывается, затаив обиду.​

Поначалу Бэла тяготится жизнью в крепости, тоскуя по дому. Печорин дарит ей подарки, признается в чувствах, всячески пытаясь расположить ее к себе, но его уловки подействуют лишь спустя долгое время.​ Бэла влюбляется в странного русского офицера, и довольно быстро Печорин охладевает к горянке. Он все чаще выезжает охотиться один.​ Максим Максимыч выговаривает Печорину за равнодушие к Бэле.​ Печорин рассказывает штабс-капитану о смертельной скуке, которая одолевает его⁚

Глава 2.​ Максим Максимыч

Случай снова сводит вместе Максима Максимыча и рассказчика в дорожной гостинице.​ Здесь он сталкивается и с Печориным⁚ офицер направляется в Персию и также останавливается в гостинице.​

Штабс-капитан отправляет лакея к бывшему товарищу и предвкушает встречу.​ Однако ответа на приглашение не следует, и Максим Максимыч, напряженно ожидая появление старого друга, всячески найти оправдания его поведению⁚ он не понимает, почему Печорин уходит от встречи с ним.​

Немного спустя Максим Максимыч все-таки встречает Печорина, но тот уже собирается в отъезд и не выказывает особенной радости от мимолетного свидания.​ Максим Максимыч уговаривает Печорина задержаться, Григорий отказывается.​ Старик глубоко огорчен⁚ «Не так я думал с вами встретиться», но молодой офицер отзывается⁚ «Всякому своя дорога». На вопрос, как поступить с его дневником (журналом), который штабс-капитан все эти годы берег, он получает равнодушное дозволение делать с записями все, что ему заблагорассудится.​

Разочарованный Максим Максимыч передает журнал Печорина офицеру.​ Именно из этих материалов и из заметок проезжего и получится в итоге роман «Герой нашего времени».​ Опубликован он будет спустя несколько лет, когда рассказчик узнает, что Печорин погиб на обратном пути из Персии.​

Журнал Печорина ─ это беспристрастный, откровенный анализ собственных чувств.​

Глава 3. Тамань

Путешествуя по службе, Печорин останавливается в приморском городе Тамань.​ Не найдя свободных квартир, он поселяется в лачуге на берегу моря.​ В мрачном доме, окруженном дурной славой, живут глухая старуха и мальчик- сирота.​

Ночью Печорин замечает, что слепой убегает к берегу моря, и отправляется следом.​ На побережье Григорий Александрович видит незнакомую девушку, которая вместе со слепым словно ожидают кого-то.​ Причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка.​

Утром Печорин знакомится с ней ⎯ незнакомка оказывается дочкой глухой старухи ─ и рассказывает, что стал свидетелем их ночных приключений.​ Девушка не смущается, отшучивается.​ Печорин отмечает, что она ведет себя странно⁚ говорит загадками, никогда не дает прямых ответов и больше напоминает русалку-ундину, чем обычную женщину.​ Догадываясь, что и девушка, и слепой, связаны с контрабандой, он грозится донести о них властям, не подозревая, что эти слова могут впоследствии стоить ему жизни.

Вечером девушка зовет Печорина на свидание у моря.​ Предупредив слугу-казака о возможной опасности и велев ему бежать на берег, если он услышит выстрел, Печорин отправляется к ней.​ Девушка заманивает его в лодку, они отплывают, несмотря на дурные предчувствия Печорина.

Незнакомка признается ему в любви, целует, выбрасывает пистолет в море и пытается скинуть Печорина с лодки.​ Чудом он одолевает ее, сбрасывает в воду и возвращается на берег. В доме Печорин обнаруживает, что все его ценные вещи украдены.​

Позже Григорий снова видит контрабандистов. Мужчина и девушка уплывают навсегда, равнодушно прощаясь со слепым мальчиком.​ Печорин уезжает из Тамани с сожалением⁚ он не хотел «нарушать покой честных контрабандистов».​

Глава 4.​ Княжна Мери

Печорин приезжает на воды, в Пятигорск, чтобы восстановиться после ранения.​ У источников, где собирается свет общества, он встречает раненого юнкера Грушницкого.​ Внешне они состоят с ним в приятельских отношениях, но по признанию Печорина не любят друг друга. Он чувствует⁚ «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Напыщенный юнкер мечтает сделаться героем романа, и мгновенно влюбляется в дочь московской княгини Лиговской, юную Мери, она также выказывает интерес к юнкеру.​ Княжна убеждена, что Грушницкий разжалован за дуэль, и это придает ему романтического очарования.​ Печорин чувствует зависть, ведь внимание княжны устремлено не на него, и решает изменить ход событий.​ Он пускается на провокации, чтобы раздразнить княжну Мери.​ Немного спустя знакомый Печорина, доктор Вернер, подтверждает успешность предпринятых Григорием усилий⁚

Вернер также упоминает девушку, в описании которой Печорин узнает Веру ⎯ свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за немолодым богатым дворянином.​ Они встречаются, говорят о былых чувствах друг к другу, тайный роман вспыхивает вновь.​

На прогулке верхом Печорин встречает Мери и Грушницкого, княжна принимает его за черкеса, Григорий дерзко комментирует свое внезапное появление, вызывая негодование княжны. Вера приглашает Печорина в дом Лиговских под предлогом, что нигде больше видеться они не смогут.​ На бале Печорин пытается извиниться перед княжной Мери за свою дерзость.​ Он пользуется случаем и вступается за нее перед пьяным драгунским капитаном, заслуживая прощение, а отныне и теплое отношение Мери.​

С этого момента они общаются все чаще, и интерес княжны к Грушницкому постепенно сменяется симпатией к Печорину. В журнале Печорин подчеркивает, что любить Мери не будет никогда, и цели его сугубо эгоистические⁚

Глава 5.​ Фаталист

В ожидании дуэли с Грушницким Печорин проводит вечер в компании офицеров.​ Речь заходит о предопределении.​ Поручик Вулич, убежденный фаталист, утверждает, что судьба каждого человека предрешена, и приводит в доказательство собственное наблюдение⁚ по его словам, на лице человека, которому суждено умереть в этот день, появляется особая печать.​

Печорин, желая испытать судьбу, предлагает Вуличу сыграть в русскую рулетку⁚ он кладет пистолет, заряженный одним патроном, на стол и предлагает поручику испытать судьбу.​ Вулич стреляет себе в голову, но пистолет дает осечку.​ Печорин потрясен, но, желая скрыть страх, шутит.​ Вернувшись домой, он узнает, что Вулича убили⁚ пьяный казак зарезал его шашкой.

Печорин отправляется на дуэль, размышляя по дороге о том, что «несмотря на слова Вулича, он никогда не был сторонником предопределения».​ Он не испытывает страха перед смертью, но не испытывает и радости от жизни⁚

Дуэль проходит у обрыва.​ Печорин предлагает Грушницкому стреляться на узкой площадке, чтобы один из них непременно погиб.​ Юнкер колеблется, но под давлением секундантов соглашается.​ Стреляет первым Грушницкий, раня Печорина в ногу. Григорий предлагает сопернику покаяться и сохранить ему жизнь, но тот стреляет еще раз, целясь в голову. Пуля лишь пробивает фуражку Печорина.​

Григорий стреляет в ответ, целясь в своего противника.​ Грушницкий погибает.​ Печорин остается один на один с последствиями своего поступка, но и эта смерть не приносит ему удовлетворения⁚

Коротко о главных персонажах

Григорий Александрович Печорин, главный герой романа, молодой офицер, от лица которого ведётся повествование в журнале.​ Печорин ─ натура противоречивая, сложная, во многом трагичная.​ Он наделён острым умом, наблюдательностью, сильной волей, но при этом он эгоистичен, равнодушен к чувствам других людей, жаден до новых впечатлений.​ Он способен на глубокие чувства, но при этом он циничен и скептичен.​ Печорин ⎯ это тип «лишнего человека», который не может найти себе места в жизни и обречён на страдания и одиночество.​

Максим Максимыч — штабс-капитан, старый служака, простой и добрый человек, друг Печорина.​ Максим Максимыч ─ полная противоположность Печорину.​ Он прост, прямолинеен, лишён рефлексии.​ Он предан службе, друзьям, своему слову.​ Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но не может понять его сложной натуры.​

Бэла — юная черкешенка, княжна, полюбившая Печорина.​ Бэла ⎯ натура страстная, гордая, свободолюбивая. Она привыкла к вольной жизни в горах, к любви, основанной на взаимном уважении и доверии.​ Встреча с Печориным становится для неё роковой.​ Она влюбляется в него, но он не может ответить ей взаимностью.​ Бэла становится жертвой эгоизма Печорина.​

Княжна Мери — молодая девушка, столичная барышня, с которой Печорин знакомится на водах.​ Княжна Мери ─ натура романтическая, мечтательная, наивная. Она ищет в любви идеала, который сама же и придумала.​ Встреча с Печориным разрушает её иллюзии.​ Она влюбляется в него, но он не может ответить ей взаимностью.​ Княжна Мери становится ещё одной жертвой эгоизма Печорина.​

Вера, замужняя женщина, бывшая возлюбленная Печорина.​ Вера ⎯ единственная женщина, которую Печорин по-настоящему любил.​ Она умна, проницательна, понимает его как никто другой.​ Но их любовь обречена, так как Вера замужем, а Печорин не способен на настоящие чувства.​

Грушницкий, юнкер, приятель Печорина, влюблённый в княжну Мери.​ Грушницкий ─ антипод Печорина.​ Он пуст, тщеславен, мелочен. Он пытается казаться героем романа, но на самом деле он трус и эгоист.​ Грушницкий становится жертвой собственной глупости и коварства Печорина.​

Каждый из этих персонажей играет важную роль в раскрытии образа Печорина и в понимании основной идеи романа.​

Краткий вывод

«Герой нашего времени» ⎯ это не просто роман о любви, приключениях и дуэлях.​ Это глубокое психологическое исследование личности, анализ целого поколения, потерянного и разочарованного.​ Лермонтов создает образ Печорина ⎯ «героя своего времени», человека умного, образованного, способного на глубокие чувства, но при этом эгоистичного, холодного и равнодушного к чужой боли.​

В каждой главе романа Печорин предстает перед нами в новом свете, раскрывая разные грани своей противоречивой натуры.​ Он жаждет жизни, ищет себя в любви, в дружбе, в опасных приключениях, но ничто не приносит ему удовлетворения. Он обречен на одиночество, на непонимание, на вечное скитание.​

Роман «Герой нашего времени» ─ это не только история одного человека, но и отражение целой эпохи, эпохи безвременья, когда рушатся старые идеалы, а новые еще не найдены. Это время разочарования в прежних ценностях, время поиска смысла жизни, время «лишних людей», не находящих себе места в обществе.​

Лермонтов не дает однозначных ответов на вопросы, которые ставит в романе.​ Он заставляет читателя задуматься о природе добра и зла, о смысле жизни, о предназначении человека.​ «Герой нашего времени» ⎯ это произведение, которое остается актуальным и по сей день, заставляя нас размышлять о себе, о своем месте в мире, о своих поступках и их последствиях.​

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов создает яркую и запоминающуюся галерею образов, каждый из которых играет важную роль в раскрытии образа Печорина.​ Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Вера, Грушницкий ⎯ все они становятся невольными участниками жизненной драмы Печорина, помогая нам глубже понять его сложную и противоречивую натуру.​

«Герой нашего времени» ─ это роман, который не оставляет равнодушным.​ Он заставляет нас сопереживать героям, задумываться о сложных вопросах бытия, искать свой собственный путь в жизни.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    Хороший краткий пересказ, но не хватает анализа поступков героев.

  2. Дмитрий

    Отлично подходит для школьников, чтобы быстро вспомнить содержание перед уроком.

  3. Сергей

    Кратко, но емко! Переданы основные события главы.

  4. Екатерина

    Очень кратко и по делу! Как раз то, что нужно, чтобы освежить в памяти сюжет.

  5. Александра

    Интересно было бы почитать про ваши впечатления от романа.

  6. Елена

    Неплохо было бы добавить иллюстрации к пересказу.

  7. Михаил

    А где же остальные главы? Хотелось бы увидеть пересказ всего произведения.

  8. Иван

    Спасибо, напомнили сюжет! Давно читал, многое забылось.

  9. Надежда

    Жду продолжения! Интересно узнать, что будет в других главах.