Горе от ума: краткий пересказ всего рассказа

Горе от ума: краткий пересказ всего рассказа Краткие пересказы

Горе от ума⁚ краткий пересказ всего рассказа

Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву после долгого отсутствия и сразу же направляется в дом Фамусовых‚ где когда-то был влюблен в Софью. Он надеется возобновить отношения с девушкой‚ но обнаруживает‚ что она охладела к нему.​

Действие первое

Действие первое комедии «Горе от ума» разворачивается ранним утром в доме Фамусовых.​ Служанка Лиза пытается разбудить свою хозяйку Софью‚ которая провела ночь в компании секретаря своего отца‚ Молчалина. Лиза переживает‚ что их могут застать вместе‚ и пытается поскорее выпроводить Молчалина до того‚ как проснется Фамусов.​

Появление Фамусова нарушает планы Лизы.​ Он застает свою дочь с Молчалиным и устраивает ей допрос. Молчалин пытается выкрутиться‚ утверждая‚ что просто зашел на минутку‚ но Фамусов не верит.​ Он начинает читать Софье нотации о том‚ как важно беречь свою репутацию и выбирать достойного жениха.​

Фамусов видит идеальную партию для Софьи в богатом и знатном полковнике Скалозубе‚ но Софья находит его глупым и ограниченным.​ В разговоре с Лизой она вспоминает о своей детской дружбе с Александром Чацким‚ который когда-то был влюблен в нее.

Неожиданно для всех в доме Фамусовых появляется сам Чацкий.​ Он полон радости от встречи с Софьей и надеется возродить их былые чувства.​ Однако Софья встречает его холодно‚ чем сильно удивляет Чацкого.​ Он не может понять‚ что произошло с девушкой за время его отсутствия.​

Чацкий пытается завязать с Софьей разговор‚ вспоминает их детство‚ полное общих игр и забав.​ Он восхищается ее красотой и умом‚ но Софья упорно держит дистанцию.​ Ее холодность и сдержанность ранят Чацкого‚ он не может понять причины такого резкого изменения в ее поведении.​

Фамусов же‚ наблюдая за встречей Софьи и Чацкого‚ начинает опасаться‚ как бы Чацкий не вознамерился посвататься к его дочери.​ Он не видит в Чацком подходящей партии для Софьи‚ считая его слишком вольнодумным и не имеющим достаточного состояния;

Первое действие заканчивается тем‚ что Фамусов остается один в раздумьях‚ пытаясь понять‚ кто же из двух молодых людей ー Молчалин или Чацкий ⸺ занимает сердце его дочери.​ Он пока не догадывается о истинных чувствах Софьи и о том‚ какие бури страстей вот-вот развернутся в его доме.​

Действие второе

Действие второе «Горя от ума» начинается с разговора Чацкого и Фамусова.​ Чацкий‚ пытаясь прощупать почву‚ интересуется у Фамусова‚ что бы тот сказал‚ если бы он попросил руки Софьи.​ Фамусов уклончиво отвечает‚ что ценит в мужчинах прежде всего желание служить отечеству и добиваться высоких чинов.​ Чацкий произносит ставшую крылатой фразу⁚ «Служить бы рад‚ прислуживаться тошно»‚ чем вызывает недовольство Фамусова.​

Фамусов‚ чтобы продемонстрировать свою точку зрения‚ рассказывает Чацкому историю своего дяди Максима Петровича‚ который добился высокого положения при дворе благодаря умению угождать и прислуживать.​ Чацкий же критикует такой подход к жизни‚ противопоставляя ему идеалы чести‚ достоинства и служения обществу‚ а не отдельным лицам.​

В это время в доме Фамусовых появляется желанный гость – полковник Скалозуб.​ Фамусов безмерно рад его видеть и всячески старается подчеркнуть свое расположение.​ Он представляет Скалозуба Чацкому‚ предупреждая последнего о необходимости сдерживать свои «вольнодумные» речи.​

Разговор между Фамусовым‚ Скалозубом и Чацким продолжается.​ Чацкий критикует устаревшие порядки и нравы московского общества‚ зависимость от чинов и богатства‚ слепое преклонение перед всем иностранным.​ Скалозуб‚ будучи типичным представителем фамусовского круга‚ не понимает и не разделяет взглядов Чацкого.​

Внезапно Софья‚ напуганная ложным известием о несчастном случае с Молчалиным‚ падает в обморок.​ Чацкий‚ ставший свидетелем ее бурной реакции‚ понимает‚ что Софья влюблена в Молчалина.​ Это открытие становится для него тяжелым ударом.​

Молчалин же‚ появившись целым и невредимым‚ упрекает Софью за излишнюю пылкость чувств‚ боясь огласки и компрометации. Лиза советует Софье быть более скрытной и для отвода глаз кокетничать с Чацким.​

Действие второе заканчивается сценой‚ где Молчалин флиртует с Лизой‚ показывая свою истинную лицемерную натуру.​

Действие третье

В начале третьего действия Чацкий‚ измученный ревностью и сомнениями‚ пытается выведать у Софьи‚ кто же на самом деле владеет ее сердцем⁚ Молчалин или Скалозуб.​ Он признается Софье в своих чувствах‚ но девушка уклоняется от прямого ответа. В разговоре она невольно выдает свою симпатию к Молчалину‚ превознося его скромность и покорность.​

Вечером в доме Фамусовых начинается бал.​ Гости съезжаются один за другим.​ Среди них влиятельные и уважаемые в московском обществе люди⁚ князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми‚ графини Хрюмины‚ тетушка Софьи Хлёстова.​

На балу Молчалин‚ стремясь польстить каждому влиятельному гостю‚ вызывает смех своим лицемерием и угодничеством.​ Чацкий‚ наблюдая за этим спектаклем‚ не может сдержать сарказма.​

Раздосадованная колкостями Чацкого‚ Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том‚ что Чацкий‚ возможно‚ повредился в уме.​ Слух о сумасшествии Чацкого с невероятной скоростью разносится среди гостей.​ Теперь на него смотрят с опаской и нескрываемым любопытством.​

Чувствуя себя одиноким и непонятым‚ Чацкий произносит пламенный монолог‚ в котором обличает фальшь‚ невежество и преклонение перед всем иностранным‚ царящие в московском обществе.​ Он критикует нравы‚ которые заставляют людей скрывать свои истинные мысли и чувства‚ притворяться теми‚ кем они не являются.​

Однако пламенная речь Чацкого не находит отклика в сердцах гостей.​ Поглощенные балом‚ они не обращают внимания на его слова.​ Чацкий остается в одиночестве‚ окруженный равнодушием и непониманием.

Действие четвертое

Четвертое действие «Горя от ума» начинается с окончания бала в доме Фамусовых. Гости постепенно разъезжаются‚ и дом пустеет. Чацкий‚ уставший от фальши и лицемерия‚ царивших на балу‚ торопит слугу с подачей кареты.​

Он размышляет о событиях этого вечера‚ о своем крахе‚ о том‚ как быстро распространился слух о его сумасшествии.​ Чацкий до сих пор не знает‚ кто именно первым пустил эту сплетню‚ но догадывается‚ что за этим стоит Софья.​ Его сердце разрывается от боли и разочарования.

В это время случайно выясняется правда об отношениях Софьи и Молчалина.​ Софья‚ подслушав разговор Молчалина с Лизой‚ узнает о его истинном отношении к ней.​ Оказывается‚ Молчалин вовсе не испытывает к ней глубоких чувств‚ а лишь использует ее расположение в корыстных целях.

Для Софьи это становится страшным ударом.​ Она чувствует себя униженной и обманутой.​ Ее иллюзии рушатся‚ и она наконец осознает ничтожество Молчалина.​

Чацкий‚ став свидетелем этой сцены‚ окончательно убеждается в лицемерии и мелочности окружающего его общества.​ Он понимает‚ что ему нет места в этом мире‚ где правят ложь‚ корысть и невежество.

Разочарованный и опустошенный‚ Чацкий покидает дом Фамусовых.​ Он уезжает из Москвы‚ не зная‚ куда его приведет судьба.​ В его душе борются боль‚ обида и надежда на то‚ что где-то он все же сможет найти людей‚ способных понять и оценить его идеалы.​

Финал комедии остается открытым‚ оставляя зрителя наедине с размышлениями о судьбе Чацкого и о том‚ способно ли общество измениться к лучшему‚ или же оно обречено вечно оставаться в плену предрассудков и невежества.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова перед нами проходит галерея ярких и запоминающихся персонажей‚ олицетворяющих собой различные стороны московского дворянского общества начала XIX века.​

Александр Андреевич Чацкий

Главный герой комедии‚ молодой человек благородного происхождения‚ обладающий острым умом‚ прогрессивными взглядами и критическим складом ума.​ Вернувшись в Москву после долгого путешествия по Европе‚ он оказывается чужим в привычном для себя обществе.​ Чацкий полон идей Просвещения‚ он ценит образование‚ свободомыслие‚ честность‚ служение высоким идеалам.​ Он не боится высказывать свое мнение‚ критиковать устаревшие порядки и лицемерие московской знати.​

Его пылкие речи‚ полные сарказма и иронии‚ вызывают неприятие и страх у представителей фамусовской Москвы‚ которые видят в нем угрозу своему привычному укладу жизни.​ В итоге‚ объявленный сумасшедшим‚ Чацкий вынужден покинуть Москву‚ не найдя понимания и поддержки у тех‚ кого считал близкими людьми.​

Софья Павловна Фамусова

Семнадцатилетняя дочь Павла Афанасьевича Фамусова‚ центральный женский персонаж комедии.​ Софья ー натура сложная и противоречивая.​ С одной стороны‚ она умна‚ образованна‚ способна на глубокие чувства. С другой ⸺ воспитана на сентиментальных французских романах‚ склонна идеализировать людей‚ не замечая их истинной сущности.​

Влюблена в Молчалина‚ находя в нем воплощение своих романтических идеалов.​ Однако‚ узнав о его лицемерии и корысти‚ испытывает глубокое разочарование.​ Финал пьесы оставляет открытым вопрос о том‚ какие выводы сделает Софья из этого горького опыта и как сложится ее дальнейшая судьба.​

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова‚ живущий в его доме. Типичный представитель «века покорности и страха».​ Молчалин ー мастер приспосабливаться к обстоятельствам‚ угождать сильным мира сего.​ Он лицемерен‚ расчетлив‚ не имеет собственного мнения‚ готов на все ради достижения своих целей.​

Его имя стало нарицательным для обозначения человека‚ скрывающего свою низость под маской скромности и услужливости.​ В финале комедии Молчалин оказывается разоблачен‚ но‚ скорее всего‚ ему удастся избежать серьезного наказания и найти себе новое место под солнцем.​

Павел Афанасьевич Фамусов

Отец Софьи‚ высокопоставленный чиновник‚ типичный представитель консервативной части московского дворянства. Для него главное в жизни ー чин‚ богатство‚ связи.​ Он презирает образование‚ свободомыслие‚ придерживается старых порядков.​

Фамусов боится всего нового‚ видит угрозу своему привычному миру в любых проявлениях свободомыслия.​ Его идеал ⸺ «век минувший»‚ когда люди знали свое место и беспрекословно подчинялись власти.

Помимо главных героев‚ в комедии «Горе от ума» действует множество второстепенных персонажей‚ каждый из которых ярко обрисовывает нравы и обычаи московского общества того времени⁚ Скалозуб‚ Хлёстова‚ князья Тугоуховские‚ Репетилов и другие.​ Все они ⸺ винтики огромной машины фамусовской Москвы‚ мира‚ где царят лицемерие‚ невежество и преклонение перед чинами.​

Краткий вывод

Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова — это не просто любовный треугольник‚ это зеркало‚ отражающее нравы и пороки русского дворянского общества первой половины XIX века.​ В столкновении Чацкого‚ главного героя комедии‚ с «фамусовской Москвой» ярко проявился конфликт двух эпох‚ двух мировоззрений.

Чацкий‚ полный передовых идей‚ жаждет служить обществу‚ а не лицам‚ ценит просвещение‚ свободомыслие‚ искренность.​ Он не боиться критиковать устаревшие порядки‚ невежество‚ чинопочитание‚ царящие в дворянской среде. Его пламенные речи‚ полные сарказма и горечи‚ обнажают лицемерие‚ царящее в гостиных‚ где за внешним лоском скрываются пустота и бездуховность.​

Противостоит ему «фамусовская Москва», воплощение косности‚ невежества‚ преклонения перед чинами и богатством.​ Здесь главное — не ум и талант‚ а умение угождать‚ приспосабливаться‚ продвигаться по карьерной лестнице‚ не гнушаясь никакими средствами.​ Яркими представителями этого мира являются Фамусов‚ Молчалин‚ Скалозуб — люди‚ для которых карьера и материальное благополучие значат гораздо больше‚ чем честь‚ совесть‚ духовные ценности.

В финале комедии Чацкий‚ не найдя понимания и поддержки‚ объявленный сумасшедшим‚ покидает Москву. Его крах — это трагедия человека‚ опередившего свое время‚ не понятого и отвергнутого обществом‚ к которому он принадлежит.​

Однако «горе» Чацкого, это не только его личная драма‚ это и «горе» всего общества‚ которое‚ цепляясь за старые устои‚ не способно к развитию и переменам.​ Грибоедов мастерски показал‚ что невежество‚ лицемерие‚ духовная пустота ведут к застою и деградации.​

Несмотря на то‚ что комедия была написана почти два столетия назад‚ она не утратила своей актуальности и в наши дни.​ Проблемы‚ поднятые Грибоедовым, проблема столкновения старого и нового‚ проблема поиска своего места в обществе‚ проблема выбора между карьерой и духовными ценностями — волнуют и современное общество.​

«Горе от ума» — это произведение на все времена‚ которое заставляет задуматься о том‚ каким должен быть настоящий человек‚ какими ценностями он должен руководствоваться в жизни. Комедия стала настоящим событием в русской литературе‚ а многие фразы из нее превратились в крылатые выражения‚ которые мы используем и по сей день.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина

    Очень лаконично и по сути! Как раз то, что нужно, чтобы вспомнить сюжет перед экзаменом.

  2. Дмитрий

    Хороший краткий пересказ. Помогает освежить в памяти основные события произведения.

  3. Екатерина

    Пересказ напомнил мне, насколько актуальна комедия Грибоедова и в наше время.

  4. Алексей

    А где же продолжение? Очень интересно, что будет дальше с Чацким и Софьей!

  5. Ольга

    Интересный пересказ! Вспоминаются школьные годы и уроки литературы. Хочется перечитать комедию заново.