Краткое содержание по главам Записок маленькой гимназистки Лидии Чарской

Краткое содержание по главам Записок маленькой гимназистки Лидии Чарской Краткие пересказы

Краткое содержание по главам

Глава 1.​ Прощание с родным домом и переезд в Петербург

В первой главе «Записок маленькой гимназистки» Лидии Чарской мы знакомимся с главной героиней, девятилетней Леной Икониной.​ Лена живет в Рыбинске с горячо любимой мамой.​ Мама больна чахоткой и чувствует приближение смерти.​ Она с тоской смотрит на беззаботно играющую на берегу Волги дочку, не подозревающую о горечи предстоящей разлуки.​

Мама Лены – добрая, кроткая женщина.​ Она не смогла ужиться с новой семьей мужа и давно живет отдельно от него с дочерью.​ Тяжело больная женщина понимает, что скоро Леночка останется совсем одна, и решает отправить ее в Петербург, к своему двоюродному брату, богатому купцу Ивану Ивановичу Иконину.​ Мама пишет ему письмо с просьбой приютить девочку, а сама начинает готовить Лену к предстоящему переезду.

Вскоре мама умирает.​ Убитая горем Лена остается на попечении старой няньки, которая провожает ее в Петербург.​ Тяжело расставаться девочке с любимыми местами – садом, рекой, домом, но еще тяжелее знать, что больше никогда она не увидит самого дорогого человека – свою маму.​ Перед отъездом Леночка последний раз приходит на могилу к матери и прощается с ней.

Начинается длинный путь в Петербург.​ Лена едет в поезде с нянькой и с тоской смотрит в окно, на мелькающие пейзажи.​ Все вокруг чужое, незнакомое. Девочку мучает неизвестность – как встретят ее чужие, незнакомые люди, какой будет ее дальнейшая судьба?

В Петербург Лена приезжает поздно вечером. На вокзале ее встречает не сам дядя, а кучер, который отвозит девочку в большой богатый дом.​ Начинается новая, полная испытаний, жизнь Лены Икониной.​

Глава 2.​ Жизнь в доме дяди⁚ первые конфликты и знакомство с гимназией

Жизнь в доме дяди Ивана Ивановича с первых дней складывается для Лены непросто.​ Родственники встречают девочку холодно.​ Дядя, строгий и важный господин, не проявляет к племяннице-сироте никакой сердечности.​ Тетя Нелли, избалованная и капризная дама, смотрит на Лену как на обузу, которую приходится терпеть в своем доме из чувства долга.​

Особенно неласково встречают Лену дети Ивана Ивановича – дочь Жюли и сын Петя.​ Они считают себя намного выше бедной родственницы, приехавшей из провинции, и не упускают случая продемонстрировать ей свое презрение.​ Жюли и Петя насмехаются над простотой Лены, ее маленькими неловкостями, ее незнанием светских манер.​

Лена, привыкшая к любви и заботе матери, чувствует себя в доме дяди одиноко и несчастно.​ Она тоскует по родному дому, по своей прежней жизни.​ Чтобы хоть как-то отвлечься от тяжелых мыслей, Лена бродит по комнатам огромного дома, разглядывает картины и книги.​ Однажды она случайно разбивает дорогую вазу, чем вызывает гнев тети Нелли.

Тетя Нелли решает отдать племянницу в гимназию, надеясь, что там из Лены сделают «настоящую барышню».​ И вот Лена впервые переступает порог гимназии, где ей предстоит учиться.​ Впереди ⎼ новые знакомства, новые испытания, новые радости и огорчения.​

Глава 3.​ Учеба в гимназии⁚ дружба и вражда

Поступление в гимназию открывает новую страницу в жизни Лены Икониной.​ Ей все интересно, она с усердием берется за уроки.​ Но и в гимназии Лену подстерегают испытания.​ Одноклассницы, дочери богатых и знатных родителей, не принимают в свой круг «бедную родственницу».​ Они насмехаются над ее простотой, ее неумением красиво одеваться и вести себя в обществе.​

Особенно жестока к Лене ее двоюродная сестра Жюли, которая учится с ней в одном классе.​ Жюли не может простить Лене того, что она живет в их доме, и всячески старается опорочить ее в глазах учителей и одноклассниц. Она распускает о Лене сплетни, подстраивает ей провокации, стремясь выставить ее в невыгодном свете.​

Но, несмотря на все козни Жюли и ее подруг, у Лены появляются и друзья.​ Она знакомится с милой и доброй девочкой Нюрой, которая тоже живет на чужих хлебах, и с благородной и справедливой графиней Анной Симолин; Анна Симолин единственная из всех гимназисток, кто заступается за Лену и видит в ней не «бедную родственницу», а умную, добрую и чувствительную девочку.​

Дружба с Нюрой и Анной помогает Лене не сломаться под гнетом насмешек и издевательств. Она продолжает учиться, стараясь быть достойной памяти своей матери, которая всегда верила в нее и учила ее быть сильной и доброй.​

Глава 4.​ Несправедливые обвинения и защита

В этой главе козни завистливых одноклассниц достигают своего апогея.​ Жюли, ослепленная ненавистью к Лене, задумывает подлый план, чтобы окончательно опорочить ее.​ Во время урока немецкого языка Жюли тайком вытаскивает из стола учительницы ценную книгу и прячет ее. Затем, дождавшись удобного момента, она подбрасывает книгу в вещи ничего не подозревающей Лены.​

Вскоре пропажа обнаруживается, и учительница, уверенная, что книгу украла Лена, поднимает страшный скандал.​ На Лену обрушиваются обвинения в краже, ее называют воровкой и обманщицей.​ Даже те гимназистки, которые раньше не принимали участия в травле, теперь смотрят на нее с подозрением и неприязнью.​

Лена в отчаянии.​ Она пытается объяснить, что не брала книгу, что ее подставили, но ей никто не верит.​ Даже дядя и тетя, получив из гимназии письмо с жалобой на Лену, отказываются ее слушать.​ Только верная Нюра не сомневается в невиновности подруги и пытается ее поддержать.​

Ситуация кажется безнадежной.​ Лена, оклеветанная и униженная, не знает, куда ей деваться и к кому обратиться за помощью.​ Но в самый критический момент на ее защиту встает неожиданный защитник…

Глава 5. Прощение и уроки доброты

Развязка истории с пропавшей книгой наступает неожиданно.​ Жюли, мучимая угрызениями совести, не выдерживает тяжести своего преступления и признается во всем Лене. Она рассказывает, как подбросила книгу, как радовалась, видя, как несправедливо обвиняют Лену.​

Жюли в слезах просит у Лены прощения.​ Она понимает, как низко и подло поступила, и готова понести наказание за свой проступок.​ Лена, несмотря на все перенесенные обиды, прощает свою двоюродную сестру. Она видит, как искренне раскаивается Жюли, и понимает, что злоба и месть не принесут ей счастья.​

История с пропавшей книгой становится для всех героев повести важным уроком.​ Жюли понимает, что ложь и подлость всегда раскрываются и приносят только горе и страдания.​ Она начинает смотреть на Лену другими глазами и даже пытаеться с ней подружиться.​

Лена же еще раз убеждается в том, что доброта и великодушие способны растопить даже самое холодное сердце; Она продолжает жить в доме дяди, но теперь ее отношения с родственниками меняются к лучшему.​ Тетя Нелли становится более внимательной к племяннице, а дядя Иван Иванович начинает проявлять к ней отеческую заботу.​

Коротко о главных персонажах

Лена Иконина

Главная героиня повести, девочка лет девяти, рано лишившаяся родителей.​ Чувствительная, добрая и ранимая, Лена тяжело переживает смерть матери и разлуку с родным домом.​ Оказавшись в незнакомом Петербурге, в доме богатого дяди, Лена сталкивается с равнодушием и даже жестокостью со стороны родственников.​

В гимназии, куда ее определяют учиться, Лена тоже не находит понимания у избалованных и высокомерных одноклассниц.​ Но, несмотря на все испытания, Лена сохраняет чистоту души, доброту и способность сочувствовать другим. Она мужественно переносит все невзгоды, стараясь быть достойной памяти своей матери.

Жюли Иконина

Двоюродная сестра Лены, ровесница и одноклассница главной героини. Жюли ⎼ типичный продукт своего времени и среды⁚ избалованная, капризная, эгоистичная девочка, привыкшая к тому, что все ее желания исполняются.​ Она завидует Лене, считая, что та отнимает у нее родительскую любовь и внимание.​

Жюли не упускает случая уколоть, обидеть или унизить Лену.​ Она распускает о ней сплетни, подстраивает ей провокации, стремясь выставить ее в невыгодном свете.​ Однако в душе Жюли не злая, а скорее глупая и избалованная девочка.​ В конце повести, раскаявшись в своих поступках, Жюли просит прощения у Лены и даже пытается с ней подружится.

Анна Симолин

Графиня, ученица той же гимназии, что и Лена с Жюли. Анна ― полная противоположность большинству своих одноклассниц.​ Это умная, образованная, благородная и справедливая девочка, не обращающая внимания на социальные различия.​ Она сразу видит в Лене добрую и чувствительную натуру и становится ее верной подругой и защитницей.

Анна всегда готова прийти на помощь слабому и обиженному.​ Она пользуется авторитетом и уважением не только среди гимназисток, но и у учителей.​ Анна становится для Лены настоящим другом, который помогает ей выстоять в трудных жизненных ситуациях.​

Нюра

Одноклассница Лены и Жюли, добрая и отзывчивая девочка, также живущая на чужих хлебах. Нюра становится для Лены близкой подругой, с которой можно поговорить по душам, поделиться своими переживаниями и найти поддержку.​ Нюра, как и Лена, знает, что такое жить вдали от дома, без родительской ласки, и это сближает девочек.​

Краткий вывод

«Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской – это не просто история о жизни девочек в гимназии, это повесть о вечных ценностях⁚ добре и зле, справедливости и подлости, любви и ненависти. На примере судеб главных героинь автор показывает, как важно оставаться верным своим принципам, несмотря ни на какие трудности и соблазны.​

Главная героиня, Лена Иконина, проходит нелегкий путь испытаний.​ Осиротев, она вынуждена покинуть родной дом и привычный уклад жизни.​ В чужом доме ее ждет не радушный прием, а холодность и равнодушие родственников.​ В гимназии Лена сталкивается с завистью, насмешками и подлостью со стороны избалованных одноклассниц.​

Но, несмотря на все невзгоды, Лена не озлобляется, не теряет веры в людей.​ Она справляется со всеми трудностями благодаря своей доброте, чуткости и умению сострадать.​ Лена находит настоящих друзей, которые ценят ее за искренность и открытость.​

Повесть учит нас важным жизненным урокам.​ Автор показывает, что зло и несправедливость всегда будут существовать в мире, но важно не поддаваться им, не отвечать злом на зло. Только доброта, милосердие и любовь способны победить тьму и несправедливость.

«Записки маленькой гимназистки» ― это книга, которая не оставляет равнодушным ни одного читателя. Она волнует, трогает за живое, заставляет задуматься о вечных ценностях и своем месте в жизни.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил Соколов

    Спасибо за краткий пересказ, освежил в памяти сюжет. Особенно ценно, что выделили ключевые моменты и эмоции.

  2. Светлана Смирнова

    Замечательный анализ! Чувствуется глубокое понимание произведения и его героев.

  3. Ольга Петрова

    Очень интересный анализ первой главы! Сразу чувствуется атмосфера произведения и переживания главной героини. Жду продолжения!

  4. Елена Иванова

    Прекрасный стиль изложения, легко читается и запоминается. С нетерпением жду разбора следующих глав!

  5. Андрей Кузнецов

    Очень подробный и в то же время лаконичный пересказ. Сразу захотелось перечитать книгу!