Ложная тревога и разоблачение в комедии Ревизор

Ложная тревога и разоблачение в комедии Ревизор Краткие пересказы

Краткое содержание комедии Н.В.​ Гоголя «Ревизор»

В уездном городке ждут ревизора из столицы.​ По ошибке за проверяющего принимают случайного путешественника.​ Хлестаков, сообразив, что ошибка сулит выгоду, и влекомый тщеславием, поддердивает игру, звастает жизнью богатого и влиятельного чиновника, у которого сорок тысяч одних курьеров.​

Ложная тревога

Действие комедии начинается в доме городничего, где собрались чиновники.​ Городничий взволнован и напуган письмом от своего друга, в котором тот сообщает о скором приезде ревизора из Петербурга.​ Новость повергает всех в ужас, ведь каждый из них не чист на руку и боится разоблачения.​

Городничий начинает судорожно отдавать распоряжения⁚ привести город в порядок, замаскировать явные нарушения, подготовить взятки для ревизора.​ Чиновники, в свою очередь, охваченные паникой, пытаются скрыть свои прегрешения.​

В разгар приготовлений в городе появляется Иван Александрович Хлестаков – молодой повеса и мелкий чиновник из Петербурга, проигравшийся в карты и застрявший в городе по дороге домой.​ Он останавливается в местной гостинице и не может расплатиться за проживание.​ Слухи о приезде ревизора, а также столичная внешность и поведение Хлестакова, принимаются за признаки высокого положения.​

Городничий, введенный в заблуждение, принимает Хлестакова за ревизора.​ Хлестаков, поначалу не понимая происходящего, постепенно осознаёт свою выгоду и начинает пользоваться ситуацией.​ Он с удовольствием принимает знаки внимания, взятки и лесть от городничего и чиновников, представляясь важным лицом и рассказывая небылицы о своей столичной жизни.​

Хлестаков в роли ревизора

Оказавшись в центре внимания, Хлестаков с упоением окунается в роль важной персоны. Он с жадностью принимает лесть и подношения, наслаждаясь неожиданно свалившимся на него богатством и вниманием.​ Городничий и чиновники всячески угождают «ревизору», надеясь скрыть свои махинации и избежать наказания.​

Хлестаков, сам того не желая, проводит «ревизию» города⁚ посещает богоугодные заведения, присутствует на суде, осматривает больницу. Однако его «инспекции» превращаются в фарс, так как он совершенно не разбирается в делах управления и руководствуется лишь собственным капризом и желанием покрасоваться.​

В это же время Хлестаков начинает ухаживать за дочерью и женой городничего, чем еще больше запутывает ситуацию.​ Он пишет письмо своему другу в Петербург, описывая забавное приключение и хвастаясь своими «подвигами».​

Тем временем городничий, ослепленный страхом и желанием угодить «ревизору», не замечает очевидного⁚ Хлестаков ─ всего лишь мелкий мошенник, наслаждающийся ситуацией.​ Он готов на все, чтобы удержать «ревизора» в хорошем расположении духа и отвести от себя подозрения.​

Мнимый ревизор и общество города N

Присутствие мнимого ревизора становится настоящим испытанием для всего города.​ Чиновники, охваченные страхом разоблачения, готовы на всё, чтобы угодить Хлестакову.​ Они осыпают его деньгами, подарками, приглашают на обеды и ужины, льстят и пресмыкаются перед ним.​

Хлестаков, упиваясь своим положением, беззастенчиво пользуется ситуацией.​ Он с жадностью принимает взятки, раздаёт пустые обещания, вмешивается в дела города, не имея на то ни малейшего права.​ Его поведение становится карикатурой на поведение настоящего чиновника.​

Горожане, видя страх и раболепие чиновников перед Хлестаковым, утверждаются в мысли о его высоком положении.​ Они начинают обращатся к нему с просьбами, жалобами, льстивыми речами, надеясь на его помощь и заступничество.​

Город N, с его взяточничеством, казнокрадством, лицемерием и чинопочитанием, становится яркой иллюстрацией пороков российского общества.​ Гоголь мастерски высмеивает глупость, жадность, трусость и бездуховность чиновников и обывателей.​

Развязка

На пике своего мнимого триумфа Хлестаков решает бежать из города.​ Он понимает, что его обман рано или поздно раскроется, и не желает дожидаться последствий.​ Он тайком уезжает, оставив после себя массу долгов и разорённых иллюзий.​

Перед самым отъездом Хлестаков получает письмо от своего друга Тряпичкина, в котором тот описывает свои впечатления от города N и его обитателей.​ Тряпичкин, узнав о похождениях Хлестакова, не может удержаться от смеха и рассказывает о нём в своём письме.​

Городничий, уверенный в том, что Хлестаков отправился с докладом к министру, строит грандиозные планы на будущее.​ Он мечтает о повышении, о переезде в Петербург, о роскошной жизни. В разгар его мечтаний в город приезжает жандарм с известием о приезде настоящего ревизора.​

Новость о настоящем ревизоре повергает городничего и чиновников в шок.​ Они осознают весь ужас своего положения и понимают, что теперь им не избежать наказания.​ Комедия заканчивается знаменитой «немой сценой», в которой герои застывают в ужасе перед лицом неминуемого разоблачения.​

Смысл комедии

«Ревизор» – это не просто комедия положений, это острое сатирическое произведение, разоблачающее пороки российского общества первой половины XIX века.​ Под прицелом Гоголя оказываются взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие, глупость и невежество.​

Город N, в котором разворачиваются события комедии, является собирательным образом всей России.​ Гоголь показывает, что пороки системы пронизывают все слои общества – от мелких чиновников до городничего.​ Страх перед ревизией обнажает истинное лицо каждого героя, демонстрируя его мелочность, трусость и бездуховность.​

Одной из главных тем комедии является тема «мнимого величия».​ Хлестаков, ничтожный и пустой человек, случайно оказывается в роли ревизора и с легкостью обманывает всех вокруг.​ Он – зеркало, в котором отражается глупость и раболепие окружающих.​

Финал комедии оставляет горькое послевкусие.​ Появление настоящего ревизора символизирует неотвратимость наказания за грехи.​ «Ревизор» – это призыв к нравственному очищению, к борьбе с пороками, к осознанию необходимости перемен.​

Коротко о главных персонажах

  • Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

    Городничий, главный двигатель действия в комедии. Хитрый, изворотливый, жадный и беспринципный человек. Он привык управлять городом и его жителями, используя свое положение для личной выгоды. Боится ревизии как огня, поскольку знает, что его махинации не выдержат никакой проверки.​ Легко поддаётся панике и готов на всё, чтобы избежать наказания.​

  • Иван Александрович Хлестаков

    Молодой повеса, мелкий чиновник из Петербурга.​ Случайно оказывается в городе N, где его по ошибке принимают за ревизора.​ Легкомысленный, глупый, хвастливый и безответственный, но при этом обладает некой наивной непосредственностью. Наслаждается свалившейся на него ролью «важной персоны», не задумываясь о последствиях.​

  • Анна Андреевна

    Жена городничего, провинциальная кокетка, мечтающая о столичной жизни.​ Глупая, недалекая, тщеславная и легкомысленная женщина.​ Вместе с дочерью становится объектом внимания Хлестакова, что тешит её самолюбие.​

  • Марья Антоновна

    Дочь городничего, молодая девушка, романтичная и наивная.​ Влюбляется в Хлестакова, принимая его за блестящего столичного кавалера.​ Становится пешкой в игре своей матери, мечтающей о выгодном замужестве дочери.​

  • Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

    Судья, взяточник и бездельник.​ Считает себя человеком умным и просвещенным, но на деле глуп и невежественен.​ Боится ревизии, так как знает, что его методы работы далеки от законных.​

  • Артемий Филиппович Земляника

    Попечитель богоугодных заведений, лицемер и казнокрад.​ Прикрывается заботой о больных и нищих, набивая собственные карманы.​ Его заведения находятся в ужасном состоянии, но он умело создаёт видимость благополучия.​

  • Иван Кузьмич Шпекин

    Почтмейстер, любопытный и сплетник. Открывает и читает чужие письма, распространяя слухи по всему городу.​ Его поступок становится одной из причин разоблачения Хлестакова.​

Помимо главных героев, в комедии действует множество второстепенных персонажей – чиновники, купцы, мещане, слуги.​ Каждый из них, по-своему, отражает нравы и обычаи того времени, создавая яркую и сатирическую картину российской действительности.​

Краткий вывод

«Ревизор» – гениальное сатирическое произведение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни.​ Комедия Гоголя – это не просто история о приезде мнимого ревизора в уездный город N, это зеркало, в котором отражаются вечные пороки человеческой природы⁚ жадность, лицемерие, трусость, глупость.​

С помощью ярких образов, искрометного юмора и гротеска Гоголь создает картину российской действительности, поражающую своей точностью и беспощадностью.​ Автор высмеивает не только пороки системы, но и человеческие слабости, которые делают эти пороки возможными.​

Главная идея «Ревизора» заключается в том, что настоящий ревизор – это наша совесть, которая рано или поздно потребует отчета за наши поступки.​ Страх перед разоблачением, охвативший героев комедии, – это страх перед самими собой, перед собственным несовершенством.​

«Ревизор» – это не просто комедия, это призыв к нравственному очищению, к борьбе с пороками, к осознанию необходимости перемен.​ Это произведение, которое заставляет задуматься о себе, о своих поступках, о мире, в котором мы живем.​

Несмотря на свою сатирическую направленность, «Ревизор» – это произведение глубоко гуманистическое.​ Гоголь верит в возможность исправления, в то, что человек способен измениться к лучшему.​ Именно поэтому комедия не оставляет чувства безнадежности, а наоборот, вселяет надежду на то, что однажды мы сможем построить более справедливое и нравственное общество.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария Новикова

    Интересно было бы посмотреть «Ревизора» на сцене театра. Наверняка, это очень яркое и запоминающееся зрелище!

  2. Ольга Петрова

    Очень смешная комедия! Хлестаков — просто шедевральный персонаж, а сцена вранья в доме городничего — это нечто!

  3. Василий Иванов

    Классика русской литературы! Гоголь гениально высмеивает пороки общества. Читается легко и с интересом даже спустя почти два века.

  4. Андрей Кузнецов

    Гоголь мастерски показывает, как легко обмануть людей, играя на их слабостях и страхах. Поучительная история, хоть и написана с юмором.

  5. Дмитрий Смирнов

    Произведение, актуальное и по сей день. Страх перед проверкой, коррупция, чинопочитание — все это, к сожалению, знакомо и нам.

  6. Екатерина Сидорова

    Перечитывала «Ревизора» в школе, а сейчас решила освежить в памяти. И знаете, произведение не потеряло своей остроты и сатиричности.